Интервью президента Российской Ассоциации класса Финн журналу "Катера и Яхты", август 2011

09 сентября 2011

К.Я.: Как получилось, что вы возглавили ассоциацию класса «Финн» в России? И в каком состоянии вам достался класс? С чего вы начали совершенствовать работу Ассоциации? Какие новшества в ее работе принадлежат лично вам? Что удалось сделать за последние годы, каких результатов достичь?
В.К.: Если говорить правильно, то я не столько возглавил Российскую Ассоциацию Класса Финн, сколько стоял у истоков ее образования. В 2005-м году после проведения Золотого Кубка (Чемпионата Мира) в классе Финн в Москве была собрана масса фотографий и другого материала о классе Финн, который было жалко терять. Часть из этих материалов были выложены на сайте Чемпионата, который должен был в ближайшее время закрыться. Для того, чтобы сохранить этот материал и далее системно собирать всю информацию о классе Финн для российских спортсменов, я решил создать интернет-сайт, который назвал сайтом еще не существовавшей тогда «Московской Ассоциации класса Финн». На этом сайте я собрал все имевшиеся у меня в то время фотографии (спасибо Маше Новоселовой за предоставленный фотоархив), а также – начал методично выкладывать заметки и результаты проводившихся в то время регат.

Мы с ребятами много спорили относительно того – нужна вообще Ассоциация или нет, но толчком к ее официальному созданию стало предложение директора ЭШВСМ «Хлебниково» Кузнецовой Маргариты Михайловны оформить официально нашу Ассоциацию и организовать секцию класса Финн при возглавляемой ею школе.

В то время, не смотря на проведенный Чемпионат Мира в нашей стране, класс Финн был в серьезном упадке в России: Чемпионат России проходил в составе 2-х – 3-х гонщиков, весь состав сборной России в классе Финн сразу после Чемпионата Мира ушел в профессиональные экипажи на Драконы. Как это не было парадоксально, но отдельные руководители сборной команды России по парусному спорту (фамилию называть здесь не буду) предлагали вообще закрыть программу класса Финн в стране.  И в некоторой степени это было закономерно – финансируемые за счет государства школы были ориентированы целиком на детский и юношеский спорт, и класс «Финн» для их воспитанников фактически реализовался только на выходе, когда молодые юниоры оказывались у границы выбора – либо попадать в сборную России, либо совсем уходить из спорта, поскольку взрослые секции были полностью исключены из зоны внимания государства практически сошли на «нет». При этом школам было гораздо выгоднее концентрироваться на легких и относительно дешевых «Лучах» и «Лазерах».  Класс выживал в стране исключительно на энтузиастах – в Москве на гонки собирались до 12 финнистов, собравших и сохранивших оставшиеся с советских времен лодки (Валентин Данилов, Алексей Боровяк, Виктор Максимов, Василий Кравченко), в Сочи ежегодно проводилась организованная Олегом Хоперским и поддерживаемая сочинскими ребятами Алексеевым Валерием, Ганженко Алексеем, Комаровым Павлом, Юшковым Николаем Рождественская регата с пересадкой. Эти и другие энтузиасты не дали классу умереть у нас в стране и поддерживали ту искру, которая разожгла со временем пламя сегодняшней Ассоциации класса.

Во многом жизнь каждого дела зависит от личности – того, кто сможет в определенный момент взять на себя ответственность и активно взвалить на себя всю работу, зажигая собственным примером остальных. В данном случае таким человеком пришлось стать мне, хотя, конечно многое было бы невозможно или трудно достичь без должной поддержки друзей, соратников и всех тех, кто окружал и окружает Ассоциацию сейчас. Путь образования и развития Ассоциации мы прогладывали главным образом наощупь и интуитивно – анализировали опыт других Ассоциаций частных яхт (в то время очень активно в Москве развивалась Ассоциация четвертьтонников), накладывали собственный опыт, полученный от строительства коллектива на основной работе, в других местах. Собирая вместе достаточно взрослых и независимых людей тут нельзя было действовать командными методами и партостроительными методами, которыми сейчас страдают многие чиновники, но и демократия также была опасна, чтобы все не скатилось в итоге к дрязгам в стиле известного фильма «Гараж». Поэтому вся работа, помимо общей видимой организационной и бумажной части еще лежала в постоянном поиске баланса между тем, чтобы привлечь и удержать независимых взрослых людей, и тем, чтобы выдержать политику и общую линию класса и Ассоциации. Насколько это удается – можно судить по тем отношениям и сплоченности, которые царят в Ассоциации. Самые главные принципы, которым я следую здесь и которые стараюсь продвигать: 1) «Изменяй мир своим примером» – не стоит учить или критиковать кого-то как надо что-то делать – лучше показать собственным примером, как ты видишь это, 2) не стоит душить инициативу, если человек при этом вкладывает и использует свои собственные средства и время, даже если ты считаешь его идею бесперспективной.

Строительство коллектива Ассоциации оказалось хоть чрезвычайно трудной, но очень увлекательной задачей. На первом этапе, как это водится большую часть работы приходится тащить самому, чтобы показать – как и что ты видишь, сделать, чтобы люди поверили в реальность того, что это можно сделать собственными силами, поверили в конце концов в тебя. Тут приходится вкладывать и массу собственных сил и средств. Позже со временем те, кто был просто зрителем или простым участником твоих мероприятий, подключаются к тебе, берут на себя те или иные участки работы, приводят новых активных ребят и это уже как цепная реакция все больше и больше набирает обороты – чем сильнее становится коллектив, те быстрее к нему приходят новые интересные здоровые люди. И с каждым новым членом коллектива привносится что-то новое и интересное. Своим главным достижением я считаю то, что удалось «раскрутить» это колесо, создать коллектив активных независимых единомышленников, которые не дадут классу Финн умереть в нашей стране ни при каких условиях. Я очень счастлив, что в этом деле у меня появилось значительное число друзей, многих из которых я могу смело назвать соратниками.

Что касается истории развития Ассоциации – то к тому ядру Московских Финнистов, которые не оставляли класс «Финн» ни на один сезон, благодаря созданию секции на базе ЭШВСМ «Хлебниково» в 2006-м году удалось привлечь еще ряд сильных ребят, бывших членов сборных команд Москвы, России, СССР в классах «Луч», «Финн», «Лазер» и организовать регулярные регаты. Это были простые самодеятельные соревнования, когда мы сами себе бросали буйки-знаки, один из нас давал отсчет времени, а первый финишировавший принимал у всех остальных финиш. Изголодавшись по гонкам, мы проводили их каждый выходной день так, что я стал «Врагом номер один» для членов семей наших финнистов. (В конце одного из сезонов я как-то подсчитал, и оказалось за один сезон мы провели 118 гонок). Благодаря получившемуся резонансу и тому, что ЭШВСМ «Хлебниково» бесплатно предоставляла яхты участникам соревнований, первая крупная регата 2006-го года собрала рекордное по тем временам число участников в классе Финн – 33 спортсмена. Позже по мере роста наших соревнований и включения их в календарь, мы уже стали приглашать гоночный комитет и судей. В среднем количество участников регат варьировалось от 18-ти до 30 в регате. Приезжали и регулярно приезжают на эти регаты  финнисты из других стран.

Но это все касалось Московской Ассоциации класса Финн. Российская же Ассоциация класса Финн формально была учреждена в г. Сочи на одной из Рождественских регат, где на примере Московской Ассоциации класса Финн было решено создать Российскую Ассоциацию. Однако реально Российская Ассоциация заработала из Москвы, когда Московская Ассоциация класса Финн взяла полное шефство над проведением Чемпионата России в классе Финн и в 2008-м и 2009-м годах и полностью организовала эти регаты при технической поддержке ЭШВСМ «Хлебниково», вложив в них значительные собственные средства. В этих регатах мы постарались реализовать собственные идеи и видение того, как должны организовываться и проходить регаты, и судя по тому, какой след и впечатления они оставили у участников, думаю, что нам это удалось.

К этому прибавилась работа по организации выездов Российской команды на Чемпионат Мира Мастерс, на Чемпионат Европы и другие международные регаты. Для многих из русских языковой барьер, отсутствие связей долго не давали возможности в таких выездах, хотя за рубежом для спортсменов любого возраста это обыденное дело. Организационная поддержка и консолидация отдельных связей и возможностей каждого из членов команды Ассоциации позволили реализовать такие выезды вплоть до того, что на зимний сезон 2010-2011 уже организованная российская команда вывезла лодки и провела серию зимних сборов в Испании. Помимо привезенных медалей (Виктор Козлов дважды завоевал «серебро» на Чемпионате Мира Финн Мастерс в своей возрастной категории), эти выезды и участия в международных регатах позволили расширить кругозор, набрать опыт, так важный внутри нашей страны, наладить новые связи.  Все это вкупе подвели к тому, что вокруг Московской Ассоциации класса Финн стали объединяться гонщики из других городов, и по сути Московская Ассоциация переросла в Российскую, что мы закрепили при регистрации юридического лица.

Отдельно хотелось бы отметить успех работы Ассоциации с молодежью – все успешные сейчас юниоры в классе Финн так или иначе прошли через «горнило» гонок и общения со «старшими товарищами». При этом взрослые финнисты не только в соревнованиях передают свой гоночный опыт. Направление Ассоциации, взятое на обеспечение связи поколений, также обеспечивает надлежащее воспитание и привитие молодым спортсменам культуры гонок и обращения с материальной частью – самое больное место сегодня у парусной молодежи. Стремление Ассоциации сохранить класс демократичным и доступным, а также взятая Ассоциацией в свои руки программа зимней подготовки в классе Финн и жесткое выдерживание ее политики с тем, чтобы в классе оставались действительно здоровые отношения и те спортсмены, которые реально стремятся развиваться в классе Финн, позволили войти в класс многим перспективным юниорам и реально развить класс Финн в регионах. Это также идет на укрепление основ Ассоциации по всей России.

Если в целом подвести промежуточные итоги того, что удалось достичь, то я достиг своей первой главной поставленной перед собой цели – вывести класс Финн в России и сделать его независимым так, чтобы было невозможно его «задушить» или «закрыть» по каким-либо политическим или экономическим причинам или по прихоти какого-либо функционера или чиновника. Второе – это то, что удалось собрать хороший здоровый коллектив, который уже сам воспроизводит и раскручивает себя, все меньше и меньше требуя на это моей помощи.


К.Я.: Два года прошло с тех пор, как в руководство ВФПС пришли новые люди. В чем сильные, в чем слабые стороны нынешней работы федерации? Насколько, по-вашему, оправдана политика федерации по формированию списка индивидуальных членов и не носит ли она приказной характер в отдельных вопросах? И, если носит, то в каких именно, на ваш взгляд? И к чему это ведет?

В.К.: Как водится «В каждой новой жене мы ищем то, чего не доставало в старой», но «старая жена всегда лучше новой». Хоть сейчас идет много критики в том числе и с моей стороны в адрес руководства Федерации, но все-таки произошло некое движение в сторону оживления. В старом руководстве многие устали от стагнации, командных методов работы, и откровенного отсутствия четкого конкретного движения вперед. С приходом нового руководства появилась некоторая динамичность и какое-то движение. Надо отдать должное тому, что заработал и активизировался сайт Федерации, гораздо шире и понятнее стала работа со СМИ и работа над имиджем в массах вместо концентрации на отдельном яхтенном издании. Заседания Президиума стали походить на какую-то работу – вопросы лучше готовятся перед вынесением на утверждение. Появился попечительский совет, финансируются отдельные программы, привлекаются спонсорские средства к тем или иным событиям, о чем раньше зачастую мы могли только мечтать. Пускай и спорными методами, но взят курс на расширение присутствия Федерации в регионах и усиления роли региональных федераций. Я думаю, что на данном этапе и учитывая общую ситуацию с управлением законами в нашей стране, нынешнее руководство выполняет свою задачу безреволюционного перехода к новой формации и динамике. Совершенно очевидно, что руководить такой большой организацией не могут просто хорошие люди. Для эффективного движения вперед, да и даже для того, чтобы все не переругались и не разбежались по своим углам, «у руля» должен стоять человек с реальным опытом руководства коллективом. В этом ключе, безусловно, произошедшие перемены надо оценивать положительно. Но сейчас скорее встает вопрос – что дальше?

В этом вопросе, безусловно, перед тем, как предлагать решения, важно проанализировать те ошибки и проблемы, которые есть сейчас, чтобы их не повторять вновь и вновь. Вопрос политики федерации по формированию списка индивидуальных членов лежит в одной плоскости со многими другими проблемными вопросами нашей Федерации, имеющими один общий корень – «комплекс повелителя» у людей, оказавшихся «у руля». Эта болезнь пришла к нам из Советского прошлого и от чиновников, многие из которых до сих пор не понимают своей роли, что по сути их роль не повелевать членами федерации, а наладить работу, отрегулировать процессы внутри Федерации для обеспечения и защиты интересов каждого индивидуального и коллективного  члена Федерации. Эта проблема оторванности руководства от проблем рядовых членов Федерации помноженная на поведение «повелителя» без конкретной ответственности за последствия принимаемых решений в итоге приводит к отталкиванию здоровых независимых и инициативных членов общества – среднего класса – того слоя населения, который в перспективе может и должен стать реальной базой и надежным  стабильным фундаментом для Федерации. В результате такой политики базис Федерации искусственно сужается до государственных муниципальных школ, сборной команды -  в большой степени зависимых от Федерации образований, в равной степени и зависимых от государственного финансирования, и узкого круга отдельных обеспеченных персон, которые через финансирование Федерации реализуют свое видение развития паруса. Безусловно, такой подход очень сильно облегчает управление органом под названием Федерация. Но тут есть целый ряд опасностей:

Первое – формируются исключительно два сословия – доноры и дотируемые. Доноры приучают остальных к тому, что выделяют и распределяют материальные блага (попечительский совет) и государственные ресурсы (чиновники, функционеры), а дотируемые борются между собой за выделяемые блага и ресурсы, при этом становятся полностью зависимыми от доноров и полностью управляемые. В результате Федерация становится неким абсолютно управляемым инструментом в руках доноров. Дотируемые же при этом почти полностью отучаются от вкладывания собственных сил и средств в развитие спорта, от самостоятельного поиска средств и ресурсов на местах и концентрируются на борьбе за распределение. Также формируется опасная прослойка из тех, кто желает попасть на каналы распределения и получить какие-либо блага или лишнюю власть от этого.

Второе - оба дотирующих направления могут очень быстро одномоментно иссякнуть – государственное финансирование могут сократить решением одного чиновника, например, после какого-нибудь неудачного выступления на Олимпийских Играх, узкому кругу попечителей может стать не интересно дотировать средства сюда и они переключатся на другие области (таких примеров предостаточно).

Третье – Независимые активные члены общества, составляющие средний класс, чего-то добившиеся в своем деле, ни в коей мере не станут «ложиться» под такие методы управления. Многие из них имеют свои компании, свое дело или занимают достаточно высокие позиции в крупных компаниях, и они сами «воспитают» и «построют» кого угодно. Они также желают заниматься парусным спортом и вкладываться тем или иным способом в этот процесс. Если Федерация вкупе с политикой нашего государства будет выталкивать их в сторону, не считаясь с их интересами, то будет формироваться (да и уже сейчас формируется) некая параллельная нашей Федерации жизнь, но уже устроенная по более приближенным к интересам рядовых членов законам. Кто знает – может так оказаться, что если уж совсем «допекут», то и организуется параллельная Федерация Парусного спорта, которая вполне сможет оспорить права существующей. Такие примеры на уровне региональных федераций уже были. Очень хотелось бы избежать этого, так как в итоге никто от такого раскола не выигрывает. В будущей Федерации я бы поставил одной из главных ключевых целей – консолидация всего парусного сообщества, а также – ориентация в первую очередь на здоровую и сильную часть общества тех, кто самостоятельно находит средства и ресурсы для своих мероприятий, а Федерация должна не управлять ими, а лишь помогать в консолидации усилий и ресурсов и во взаимодействии с государством.

Другой серьезной проблемой нашей Федерацией, последствием которой являются многие споры и критические замечания в адрес конкретных решений, я бы назвал кризис управления. Как отмечают многие западные консалтинговые компании, главной причиной низкой эффективности Российских компаний по сравнению с западными является то, что внутренняя структура компаний строится не исходя из требований бизнес-процессов, а исходя из политических соображений. Так и у нас, к примеру, Президиум Федерации, структура комитетов формировались больше из политических соображений, чем из стоящих перед Федерацией задач. На это накладывается еще отпечаток того, что к управлению Федерацией пришли не столько менеджеры, сколько функционеры и принесли с собой характерные болячки нашего государственного аппарата: стремление исключительно на быстрый результат, решение краткосрочной выделенной задачи, эффектный ход, заявление, форму без реального содержания или четко выстроенной долгосрочной  стратегии и системы развития именно парусного спорта на территории России.  Так зачастую вроде бы дело делается само по себе хорошее и в плане общего вектора развития, но делается так или просто не доводится до логического конца, что в лучшем случае оказывается полностью бесполезным, а иногда даже идет во вред. Как пример – навязываемая система страхования гражданской ответственности без выстраивания четкой системы оформления страховых случаев, сбора и подготовки секретариатами соревнований документов для предъявления страховым компаниям по сути превращается в элементарный бесполезный налог. Особенно в условиях применения франшизы прекрасная идея защитить каждого владельца яхты от ущерба его яхты в результате неумелых или неправомерных  действий третьей стороны без отладки каждого шага системы возмещения ущерба с минимумом движений и рисков невозврата средств для пострадавшей стороны превращает страхование в бесполезный и раздражающий всех гонщиков пшик. (Аналогично ОСАГО – хотя всех обязывают покупать эти страховки, но владелец машины абсолютно не защищен и не получит никакой компенсации, если на его машину наедет пьяный водитель, пусть даже и имеющий ОСАГО)

Другая идея – проведение бизнесс-регат – также вроде бы прекрасная возможность привлечения внимания к парусному спорту состоятельных бизнесменов. Но с одной стороны не видно продолжения – как же поучаствовавшие в бизнес-регатах бизнесмены сделали что-то для развития парусного спорта у нас внутри страны? С другой стороны широкое освещение этих регат в СМИ формирует искаженное представление о парусном спорте внутри страны, как исключительно приятный досуг состоятельных господ, и у тех же организаторов внутрироссийских регат и у парусных школ возникают проблемы с привлечением средств и ресурсов – и чиновники и СМИ на местах видят Парус исключительно как средство роскоши и досуга, но не как интересный массовый технический вид спорта.

 Это касается и других направлений и решений – ни по одному из них не видно а) стратегии – как же эти шаги ведут к реализации главной цели – развития массового парусного спорта внутри России, б) анализа результатов и эффективности проведенных шагов, в) работы над ошибками – по целому ряду вопросов как в де жавю или в фильме «День Сурка» мы спотыкаемся на одни и те же ошибки и проблемы – ходим по кругу.

Еще одна проблема в управлении – это соотнесение права на принятие решения с последующей ответственностью за последствия этого решения, а также с тем, кого реально касается принятие этого решения. Как водится, в жизни очень многие хотят поучаствовать в принятии решения, но очень мало кто готов потом участвовать в его реализации, и тем более – еще меньше тех, кто готов потом нести за это ответственность. Очень ярко это проявляется в вопросах формирования календаря основных центральных Чемпионатов и Кубков, в политике работы со сборной командой. Определенную сумятицу здесь вносит и позиция государственных чиновников – при принятии решений и законов – решает государство (чиновники), так как медали – это госзаказ, а когда надо нести ответственность или искать дополнительное финансирование – должна отвечать общественная организация – некоторую ответственность вообще пытаются свалить на Ассоциацию класса. В любом случае в силах Федерации хотя бы внутри себя наладить эту систему, и к принятию решений должны допускаться не все подряд, не смотря на их позиции, активность или авторитет, а только те, кого реально этот вопрос затрагивает и кто потом способен нести ответственность за принятое решение и за качество его исполнения.

Можно еще поднимать и поднимать болевые точки и то, где можно улучшить работу Федерации. С моей точки зрения, чтобы сделать следующий качественный шаг вперед, уже назревает вопрос омоложения руководящего состава Федерации, перехода Федерации от руководящей роли к регулирующей с большим разворотом в сторону реальной общественной организации, обслуживающей в первую очередь интересы своих существующих и потенциальных индивидуальных членов, а также – передачи реального управления Федерацией от политиков - функционеров менеджерам – реальным кадровым ресурсом здесь могут служить Ассоциации классов, внутри которых есть люди, способные сплотить и заинтересовать независимых самодостаточных людей, организовать мероприятия. Да и вообще Ассоциации классов должны играть определяющую роль в политике Федерации, поскольку объединяют в себе реальных яхтсменов и владельцев яхт – именно то, из чего строится Парусный спорт, а остальные направления несут скорее обслуживающие функции непосредственно для яхтсменов.  


К.Я.: В этом году довольно много финистов из России принимали участие в сборе и этапе кубка мира на Пальма-де-Майорка. С чем вы связываете неважные итоговые результаты регаты для русских финнистов: с плохой организацией подготовки спортсменов на родине, отсутствие квалифицированного тренерского состава, отсутствием материальной базы?

В.К.:  Если честно, то я бы воздержался от оценки результатов выступления русских финнистов на этой регате. Для меня лично видны как проблемные, так и положительные моменты в этом выступлении. Каждый результат необходимо накладывать на то, в каких условиях он готовился и какие ресурсы были на это потрачены. Также, сам участвуя в соревнованиях такого уровня, вижу – насколько труден путь на вершину и как другие страны, гонщики, тренера работают на этот результат – тем более в этот предолимпийский год все гонщики и команды очень много работают и сильно прибавили, пытаясь выиграть отбор на Олимпийские Игры. А ведь чудес не бывает - чтобы их обогнать, надо в первую очередь сделать и вложить не меньше, чем они.  И каждый, кто пытается критиковать спортсменов и тренеров, должен сам для себя задать вопрос – а что он сам сделал для этого результата? Чем помог, обеспечил? Что наша страна в целом сделала для этого результата? Посильнее «пригрозила пальцем»? Всем, кто пытается критиковать, не приложив ничего конструктивного к результату, я бы сказал - «Садитесь сами в Финн, и «вперед!» - покажите как надо!»

Безусловно, есть многие моменты, за которые можно критиковать и спортсменов, и тренеров, но главная причина общего низкого результата лежит не в них, а в нашей системе – точнее – в полном отсутствии системы подготовки спортсменов высокого уровня в нашей стране. С одной стороны вообще не ведется централизованная работа по взращиванию и формированию резерва сборной для взрослых классов. Все «ударились» в детский спорт – «Оптимисты», «Кадеты»… а что дальше? Дальше – полная пустота! Во-первых, насколько я слышал в Ассоциации класса Оптимист, масштаб мероприятий в классе Оптимист уже вышел на такой высокий уровень, что на детей оказывается в нем сильнейшее не соответствующее их возрасту психологическое давление, после которого многим на всю жизнь отбивается охота к парусному спорту. Во-вторых, подходя к выпуску из ДЮСШ, слегка подросший юнец, если он не в «тройке» на Чемпионате России, оказывается полностью выброшенным из спорта, так как ДЮСШ не может его тарифицировать, а сам он не имеет средств на покупку яхты, поездки на соревнования, сборы. Нет взрослых секций, которые подобрали бы его и оставили в гоночном процессе. В третьих, существующая система оплаты и организации работы тренеров заставляет тренеров не готовить группы и поднимать общий уровень, а цепляться за отдельных спортсменов (порой даже не готовить с «нуля», а переманивать, перекупать из других городов или даже стран), которые получаются демотивированными в отсутствие внутренней конкуренции и потом могут легко «соскочить» в профессиональные экипажи или вообще уйти из спорта. Так, к примеру, мы потеряли для класса Финн перспективного юниора Егора Ларионова, серебряного призера Чемпионата Мира 2009 года среди юниоров в классе финн, потеряли Константина Беспутина.

Другая причина – это большая пропасть в организации работы между нашей сборной и сборными других стран. С одной стороны не видно четкой системной работы, структуры и логики в том, как работа организована, нет бригадного метода работы, который «вытаскивал» советскую школу на высокий уровень в свое время и практиковался в передовых парусных школах СССР, нет системного методичного научного подхода и анализа того, что сделано, что делается, что делают другие страны и команды – видны лишь кусочные всплески подражания по отдельным направлениям, слабо связанные друг с другом. Очень много можно перечислять – чего нет. А посмотрите на Английскую сборную – это сплоченная машина с четкой отведенной каждому ролью, с системной подготовкой по всем направлениям – техника, технологии, ОФП, СФП, психология, экипировка, метеорология, логистика – все выстроено, взаимосвязано, сбалансировано. Вот эта машина и воспроизводит чемпионов. И мы хотим ее так просто нахрапом победить?!

На это еще накладывается то, какой прессинг и бумажная работа навалены на тренеров – им не столько приходится тренировать, сколько писать заявки и отчеты. Хотя многие сейчас ратуют за то, чтобы за низкий результат и промахи сменить старшего тренера класса. Но давайте оглянемся – кто еще пойдет на такие условия работать на эту должность? Причем я хотел бы сделать упор на слово именно «работать»! У нас стоит очередь? У нас масса подготовленных сильных тренерских кадров, способных взять эту работу в свои руки на тех условиях, под тем прессингом, которые сейчас предлагает Минспорт? 

В общем, я считаю, что разрушена вся система подготовки спортсменов высокого уровня, и вся страна должна разделить ответственность за сегодняшний результат. Необходимо отказаться от амбиций на быстрый высокий результат и приготовиться к долгой кропотливой и планомерной работе, которая выведет нашу страну на результат дай бог к Олимпийским Играм 2020 года. И в целом должна быть выстроена целая стратегия и программа – как вывести наш парусный спорт на лидирующие позиции к 2020 году. Есть много материалов, мыслей и идей – как все это построить. Беда только в том, что большинство наших руководителей,  чиновников и функционеров так далеко не мыслят…. Ну а иностранные тренеры… они  потребуют соответствующей оплаты и смогут лишь подтянуть отдельных спортсменов, но не всю систему. Это даст только кратковременные ненадежные всплески при неоправданно большой затрате средств и ресурсов.


К.Я.: Как обстоят дела с развитием класса финн в регионах? Какие на сегодня возможности есть у молодых яхтсменов, которые хотят заниматься спортом? Что конкретно вы делаете для того, чтобы помочь юниорам принять участие в соревнованиях российского масштаба? Сколько человек от российских регионов примут участие в юниорском чемпионате мира в финнах, который состоится на базе ЭШВСМ Хлебниково в июле этого года?
В.К.: Развитие класса Финн в регионах – это отдельная интересная и сложная задача. С одной стороны по всей России осталось масса энтузиастов класса Финн, которые лелеют восстанавливают старые лодки и пытаются на них выходить и где-то – подтягивать молодежь. Наша задача здесь – поддержать их, вовлечь в информационный круг, передать им свои наработки по раскручиванию локальных регат. В этом плане очень сильный флот собрался в Сибири, где ребята буквально охотятся за старыми корпусами, восстанавливают их, строят деревянные мачты и регулярно проводят соревнования, такие как Кубок Сибири. В этом году их флот уже перевалил за 20 лодок. Поддерживают флот старых лодок в Адлере, в Таганроге. Есть финнисты в Санкт-Петербурге, в Перми, Владивостоке, небольшой флот из 6-ти лодок регулярно спускается на Онежском озере в Шексне. Регулярно каждый год в зимние праздники в Сочи проводится организованная Олегом Хоперским и поддерживаемая сейчас Валерием Алексеевым Рождественская регата, куда свозятся лодки из Таганрога и Адлера и соревнования проходят в виде пересадки. Ребята со всех этих городов регулярно съезжаются в Москву на регату Open Russian. Другое направление – это расширение современного флота класса Финн в регионах, с участием их спортсменов во всероссийском календаре и международных соревнованиях. Огромное внимание мы уделяем именно росту частного флота, так как считаем его главным залогом стабильности и независимости класса. Помимо самой Москвы (13 частных современных «Финнов»), активно развиваются Тольятти (3 современных лодки) и Таганрог (1 современная лодка) – оба города, выпустившие в свое время сильных финнистов. Недавно появился еще частный новый Финн в Ростове. Так что флот  растет. Большое подспорье, безусловно здесь дает возможность поучаствовать в соревнованиях на арендованных лодках в Москве – люди имеют возможность себя попробовать и зажечься перед тем, как принять решение. С другой стороны очень важную роль сыграла совместная программа ЭШВСМ «Хлебниково», Российской Ассоциации класса Финн и ВФПС по зимней подготовке в классе Финн в г. Сочи с последующим временным распределением лодок по регионам на летний сезон. В рамках этой программы к Зимней подготовки допускались все желающие серьезно развивать себя в классе Финн, а лодки распределялись самым активным участникам программы, естественно – с большим упором на молодых. За зимний сезон через 10 выделенных лодок обычно проходит до 30 человек, проводится масса промежуточных регат в дополнение к календарным. Эта программа позволила с одной стороны зажечь и подстегнуть людей в регионах, а также  - показать класс «Финн», с другой стороны она открыла спортсменам, не имеющим возможность сейчас приобрести «Финн», возможность проявить и заявить себя в этом классе для того, чтобы на них обратили внимание как тренера, так и их школы и задумались над приобретением собственных лодок. Программе Зимней подготовки мы уделяем особое внимание и стараемся организовать максимальное привлечение юниоров к ней под контролем опытных взрослых спортсменов. Здесь молодые ребята не только пробуют и совершенствуют себя на воде, но также им прививается надлежащая парусная культура отношения к материальной части, поведения на воде, ведется общефизическая подготовка -  все делается для того, чтобы из этой программы вышли не «скороспелые наездники», а нормальные стабильные серьезные молодые мужчины, на которых можно будет в дальнейшем положиться, и за которых мы могли бы быть уверены, что они останутся в классе Финн надолго. При этом помогать стараемся в первую очередь тем, кто сам вкладывается в себя.

В результате такой работы на сегодня по России мы уже имеем 10-11 достаточно сильных подготовленных юниоров, которые способны представлять нашу страну на предстоящем Чемпионате Мира среди юниоров, и на подходе еще не меньше молодых ребят, которые формируют следующий эшелон, подпирающий сегодняшних лидеров. Я думаю, что на грядущем первенстве Мира особенно в родных условиях у нас есть реальные шансы взять не одну медаль. То, что не менее половины наших юниоров окажутся в десятке лидеров, я уверен. От России в Чемпионате Мира будут допущены и примут участие не менее 10 гонщиков, большая часть из которых уже прошли отбор на Зимней Подготовке в классе Финн в Сочи и прошедшем в Таганроге Кубке России. Оставшаяся часть квоты будет распределена на Московской Международной регате в Москве в конце июня, где ЭШВСМ «Хлебниково» предоставляет бесплатно лодки юниорам-участникам. Так что все юниоры имеют прекрасную возможность проявить себя.


К.Я.: Насколько выросла популярность класса Финн в России за последние годы? Как, на ваш взгляд, повлияли на популяризацию класса соревнования международного уровня, проводимые в России? Насколько по сравнению с периодами двухгодичной давности она выросла?
В.К.: Достаточно сложно дать объективную количественную оценку такому параметру, как популярность, так как это более субъективная оценка по ряду параметров, чем конкретная величина. Класс Финн был популярен всегда, поскольку значительная часть парусной общественности прошли через этот замечательный класс, и он навсегда остался в их душе. Просто далеко не многие имели возможность в него вернуться. Первый большой всплеск произошел в первую очередь из-за того, что было продемонстрировано, что такая возможность открылась, и даже более – открылись еще большие горизонты – поездки на международные регаты, которые были закрыты для большинства из нас в советские годы. В 2006-м году в Чемпионате России приняли участие 33 спортсмена, в 2007-м – уже под 40, в 2008-м – под 50, в 2009-м – 60! Если бы нам дали провести Чемпионат России в Москве в 2010-м году , то уверен, что число участников перевалило бы за 70. В рейтинге Кубке Андрея Балашова в 2010 м году прошли 130 финнистов! Но количество участников – не главное. После первого всплеска пошел качественный рост – в класс все больше стали подтягиваться юниоры. Сейчас класс в России проходит еще преобразование – по мере ужесточения предоставления в аренду яхт, их устаревания «отваливаются» нестабильные или случайные люди, но приходят наоборот те, кто останется надолго в классе и намерены вкладывать в себя, в организацию мероприятий и в Ассоциацию, растет хорошими темпами новый современный частный флот.  Главный показатель – люди все больше и больше покупают себе новые яхты!!!

Касательно международных соревнований, проводимых в России – мне сложно оценить их влияние – они проскакивают как «искры» на фоне наших собственных внутренних успехов и побед. Я бы сказал, что вклад от проводимых у нас соревнований проявляется только тогда, когда после них остается след в виде закупленных новых яхт, катеров, оборудования, обновленных школ, как это получилось с Золотым Кубком 2005 года. В остальном, как это ни парадоксально, эти события внутри страны очень быстро забываются, тем более, что на международные соревнования обычно съезжаются и допускаются профессионалы, для которых все регаты уже сливаются в сплошную череду. Какой-то эффект может возможен, но только при очень серьезных вложениях сил, средств и времени в раскрутку освещения события в СМИ. А 2005 год я очень хорошо помню тем, как мне было обидно, что в то время, как в Москве проходили два Чемпионата Мира по парусному спорту, наши СМИ активно наперебой муссировали лишь одну, причем негативную для нас тему – инспекции подмосковных яхт-клубов тогдашним министром природы Митволем, а про Чемпионаты Мира – ни строчки… 


К.Я.: Насколько сегодня парусный спорт в стране зависит от пожертвований частного капитала? В чем частный капитал поддерживает класс финн?
В.К.:  Достаточно интересный и, я бы сказал, знаковый для нашей страны, прошедшей через советский строй, вопрос, поскольку большое число людей выросли на распределительной системе и слово «частный капитал» для нас представляется как некие мешки с деньгами каких-то «капиталистов». На самом деле, я считаю, что «частный капитал» это все мы с вами, поскольку большинство из нас имеют у себя в семье более-менее хорошие машины, ездят отдыхать за границу и так далее. Просто кто-то из нас чуть богаче, а кто-то – чуть беднее, но в повседневной жизни мы уже давно за все платим по большому счету сами, а не получаем распределенные государством блага. И давайте честно себе говорить – те, кто имеет сегодня более-менее «рабочую» иномарку, выезжает отдыхать летом «на море» прекрасно имеет возможность приобрести и современную спортивную яхту-швертбот и выезжать на соревнования. Это не бог весть какие сумасшедшие траты для активного человека! Вопрос только в позиции и желании. А желание нам «отбила» советская распределительная система, которая приучила к выделению материальной части и средств государством, а теперь мы ищем того же от эфемерного «частного капитала». А ведь по большому счету – это деньги, заработанные другими людьми, которые те должны оторвать от себя, от своих семей, детей и передать кому-то другому. Вообще говоря много людей у нас в стране это делают, за что я их очень уважаю, но я их назвал бы не «частным капиталом», а скорее благотворителями или увлеченными людьми, вкладывающими собственные средства в некие хорошие проекты.

Если говорить более конкретно и применительно к классу Финн, то за время подготовки Чемпионатов России в классе Финн и регаты OpenRussian  я пришел к выводу, что люди вкладывают собственные средства только в те мероприятия, в которых они сами задействованы. И класс Финн здесь не исключение – финансирование всех мероприятий и развитие направлений ведется исключительно за счет самих финнистов. На первом этапе мы пытались покрывать затраты стартовыми взносами, где-то – членскими взносами. На небольших регатах это так и осталось – те же регаты зимней подготовки мы проводим за счет того, что сбрасываемся «общим котлом» и на эти деньги покрываем прямые затраты. Но в масштабных мероприятиях, чтобы обеспечить надлежащий уровень, этого становится уже далеко недостаточно, и тут без пожертвований не обойтись. Где-то удавалось получить что-то «бартером», но прямые затраты, требующие живых денег, приходилось покрывать самим. На первом этапе (Чемпионат России 2008г) этот разрыв я покрывал сам из своих личных средств, продавая после регаты все свои паруса, чтобы рассчитаться. В 2009-м и 2010-х годах здесь уже значительно помогли ребята внутри Московской Ассоциации класса Финн – узким кругом мы скидывались на значительные суммы, для некоторых из нас которые превысили размеры попечительских годовых взносов в Попечительском совете ВФПС. Также скидываемся и финансируем отдельные целевые программы, проходящие под эгидой Ассоциации. В общем, я бы сказал, что вовсю работает принцип «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего» - у нас сформировался свой неформальный «попечительский совет», но в котором мы никого насильно не загоняем в какие-либо рамки, и который работает исключительно на развитие класса Финн. Главной политикой  нашего неформального совета является вкладывать в первую очередь в проведение и развитие мероприятий, которые притягивают к классу Финн старых и новых последователей. При этом мы принципиально не вкладываемся в покупку материальной части для каких-либо гонщиков или школ, или в финансирование поездок – считаем, что люди должны научиться сами себя обеспечивать. Также у нас выстраивается и своя система управления – в принятии ключевых решений по направлениям в первую очередь участвуют и играют ключевую роль те, кто их финансирует. Это позволяет сохранить здоровую обстановку - «Хочешь поиграть и порисковать средствами – сначала вложи их сам!» При этом мы не ограничиваем никого в развитии новых проектов и направлений, если, конечно, они не противоречат политике класса и не ломают выстроенные в других направлениях отношения.


К.Я.: Что надо предпринять для того, чтобы развитие массового парусного спорта, детского в том числе шло динамичнее? Какие пути развития вы видите на сегодня?

В.К.: Я думаю, что ни в коей мере нельзя вырывать ни детский спорт, ни спорт высших достижений из контекста всей системы парусного спорта в стране. Иначе мы получаем сотни детей на оптимистах, которые потом растворяются «в никуда» (число участников в юниорских и взрослых классах на Всероссийских соревнованиях в одном классе порой укладывается в один десяток), и узкий круг «профессионалов» - одни и те же лица, которых возят везде, во многом в отрыве от внутрироссийского календаря, до тех пор пока они не состарятся или не уйдут из большого спорта, чтобы завести и кормить семью. И получается некая «детеперерабатывающая машина», в которую вкладывается масса средств и ресурсов (как государственных, так и частных), выпускающая весь этот потенциал «в свисток». 

 

Для динамичного развития спорта должна быть выработана всеобъемлющая стратегия, которая бы стремилась охватить весь цикл роста человека с тем, чтобы было понятно – куда дальше спортсмену идти по завершении очередного этапа. После Оптимиста должен быть Кадет, Луч или Лазер, 420, и далее более взрослые классы «Финн», «470», «49-й» и так далее. Все это должно расти сбалансировано и вместе. Не нужны в одном регионе 200 оптимистов, если кроме оптимистов там больше не культивируются другие классы. Лучше укомплектовать по 20-30 лодок, но с четко выстроенной лесенкой роста. Ну и конечно надо возвращать взрослые секции, куда могли бы переходить выпускники ДЮСШ,  СДЮШОР и т.п. – это большой наработанный потенциал, в который были вложены средства, и который может очень сильно помочь в плане создания конкурентной среды для роста чемпионов как среди детей и юниоров, так и для резерва сборной страны. Да и ужели не жалко средства, вложенные на их подготовку?

Здесь же, безусловно, должны быть включены механизмы связи поколений, передачи традиций, парусной культуры -  все то, что необходимо для формирования здоровых личностей, а не «наездников» с чисто потребительскими комплексами.

Также важный элемент, на который надо обратить внимание – это кадры. Масса материальной части не заменит собой людей, энтузиастов, способных вовлечь в парусный спорт детей и потом удержать их в спорте. К сожалению, в сегодняшней политике работы государства и ВФПС не видно движения в направлении развития кадров. Требуется переработка системы оплаты труда тренеров начальной подготовки, обязательное внедрение бригадного метода работы тренерского состава, чтобы одни спортсмены не выпадали из процесса, когда их тренер уезжает на сборы или соревнования с другими. По спорту высших достижений, возможно, имеет смысл вообще пересмотреть всю систему финансирования и взаимоотношений спортсмен-тренер – согласно международному опыту тут более действенна система выделения денег в виде «грантов» спортсменам за высокие результаты, а уже спортсмены на выделенные им деньги нанимают себе тренеров и сами строят свою систему подготовки. В общем, опять возвращаемся к перестройке всей системы…

 

 

К.Я.: С чем вы связываете отказ проведения чемпионата в классе "Финн" в 2013 году в Санкт-Петербурге? Каковы основные причины такого решения, на ваш взгляд? Можно ли назвать это провалом?

В.К.: Я бы в качестве эпиграфа к ответу на этот вопрос поставил следующее:

Одним из самых ёмких и труднопереводимых слов на Земле является слово Мамихлапинатана ‘mamihlapinatapai’ из яганского языка (фуэгийский диалект испанского языка, на нём говорят в Южной Аргентине и в Чили). Оно означает “глядеть друг на друга в надежде, что кто-либо согласится сделать то, чего желают обе стороны, но не хотят делать”.

Так вот здесь у нас получилась чистая Мамихлапинатана:

Проведение Чемпионата Мира – это ответственное мероприятие государственного масштаба, которое работает на престиж страны и города, который его проводит. Оно требует привлечения как значительного бюджета, так и значительных организационных вложений задолго до его начала – здесь надо продумать все детали, заранее разработать и запустить компанию по рекламе мероприятия, его освещению, по привлечению спонсоров и партнеров. Также ответственного и активного подхода требует подготовка и подача заявки на проведение, на это должна работать команда, в которой главную и самую активную роль должны играть представители яхт-клуба, города, претендующего на место проведения, а также – большую роль должна играть и Федерация, так как она согласно Закону о спорте и согласно регламенту ИСАФ является главным связующим звеном спорта в стране с государством, в интересах которого поднять престиж страны проведением Чемпионата Мира.

Так делают другие страны – готовят заявки и борются за проведение, а затем и проводят в первую очередь хозяева (администрация принимающего города, яхт-клуб) при тесном взаимодействии с Федерацией.

Во всех случаях это тесная связка в первую очередь местной команды, яхт-клуба с местной администрацией и с Федерацией страны. Там где эта связка есть – все получается и преодолеваются все проблемы. В случае же Санкт-Петербурга у нас получилась «Мамихлапинатана». Самой главной причиной снятия заявки я бы назвал неспособность Санкт-Петербуржцев объединиться и взяться за дело без оглядки на других. Все остальное  - это уже следствия. На протяжении 8 месяцев мы пытались собрать эту команду, придать импульс делу, но из Москвы за сам город это сделать сложно. Какое-то движение пошло после того, как включилась ВФПС, но ей также не хватило как собственной организованности, так и серьезного отношения к подготовке и докладу заявки. В итоге на Ассамблее оказался один представитель Российской Ассоциации Класса Финн, который вообще-то не имел права докладывать заявку, так как имел полномочия инспектора от Международной Ассоциации класса Финн на проверку готовности города к проведению Чемпионата, с одним письмом от Спорткомитета Санкт-Петербурга с гарантией организационной поддержки.    

Решение о снятии заявки было непростым и принято коллегиально руководством сборной России (Сергеем Джиембаевым, Олегом Ивановичем Шиловым) после анализа всех документов, всей обстановки и того, как проходила подготовка и организация представления заявки. Было понятно, что если и город и руководство ВФПС так подошли к организации подачи заявки, то совершенно очевидно, что был огромный риск того, что таким же образом пойдет и организация самого Чемпионата, а если бы это выявилось уже при проведении Чемпионата, то это был бы гораздо больший удар и по репутации города, и по репутации страны.

Уверен, что ситуация была бы другой, если бы хотя бы либо президент ВФПС, либо ответственный представитель от города приехали на представление заявки как гаранты той в том числе финансовой поддержки, без которой проведение такого мероприятия не возможно.

 

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

27 апреля
Каралюс Донатас

28 апреля
Котляров Артур

01 мая
Калмыков Евгений

06 мая
Валиуллин Денис

09 мая
Качин Дмитрий

10 мая
Вощенников Анатолий

14 мая
Терешкин Дмитрий

Вспомните замечательных людей. В этот день родились

26 апреля
Чучелов Александр