Простое руководство по настройке «Финна».

26 февраля 2006

В данной статье представлены базовые рекомендации по настройке Вашего Финна. Основная цель этого руководства – ввести «новичка» в этот класс или помочь восстановиться после длительного перерыва в хождении на «Финне». Конечно эти рекомендации не приведут Вас к следующей Олимпиаде (но если это все-таки случится, не забудьте, пожалуйста, упомянуть автора этих строк в Вашей биографии). Что делает данное руководство –это помогает Вам безболезненно пройти первые несколько ступеней, показывая Вам – как все сегодня устроено и работает. 

·         Мачта:  Совершенно не случайно мачта стоит первой в списке вместе с парусом как наиболее важная часть Финна. Все современные мачты сделаны из углепластика и имеют форму крыла. Это именно то направление, которому Вы должны уделить особое внимание, если Вы серьезно настроены на хождение на финне. Поскольку Финн – олимпийский класс, в этой области идет постоянное совершенствование, что конечно означает, что новые мачты достаточно дорогие. Однако срок жизни мачт достаточно велик, и как следствие – есть возможность приобрести «пользованные» мачты. Есть еще достаточное количество круглых и овальных углепластиковых мачт, которые могут обеспечить достаточно хороший уровень, а также – некоторые алюминиевые мачты Needlespar, однако последние должны тщательно проверяться, особенно если они эксплуатируются в морских условиях, поскольку коррозия с возрастом неизбежна. Один момент, на который следует обратить внимание при покупке мачты, бывшей в употреблении, это положение «палубного» кольца по отношению к пятке, поскольку это расстояние может варьироваться для некоторых ранних моделей лодок. Например, для корпуса Mk5 Vanguard кольцо располагается примерно на 20 мм ниже, чем для современного корпуса Devoti. В таких случаях остается только двигать кольцо.       

·         Сочетание Мачты и Паруса: Независимо от того, какая у Вас мачта, она даст Вам хороший результат только в том случае, если парус соответствует мачте. При покупке нового паруса парусному мастеру потребуются характеристики изгиба или «Числа» Вашей мачты. Проще говоря – если Вы покупаете бывший в употреблении парус, Вам надо попросить у продавца «числа» мачты, для которой данный парус был «обрезан». Помните, что даже если у Вас в руках парус, который в хорошем состоянии и выиграл национальный чемпионат в этом году, он не даст ожидаемого результата Вам, если Ваша мачта полностью отличается от той, для которой этот парус был обрезан. Однако не все еще потеряно, поскольку парусные мастера могут подогнать сделанные ими раннее паруса под Вашу мачту за умеренную плату. 

·         «Номера» Мачты: Характеристики изгиба мачты получаются путем фиксации пятки и палубного кольца мачты и подвешивания груза 10кг или 12 кг (в зависимости от того, к какому парусному мастеру Вы пойдете) на топ и измерения отклонения в точках 1/4, 1/2, и 3/4 от длины мачты (от нижней марки до верхней марки). Полностью все детали того, как это делается, Вы можете найти на сайтах  North Sails UK и Victory Sails. Это дает номера для прямого, обратного и боковых изгибов, однако при продаже бывших в употреблении мачт обычно сообщают номера для прямого и обратного изгибов. Как правило, паруса North имеют номера, соотносящиеся с грузом 10кг,  тогда как паруса Victory имеют номера, соотносящиеся с грузом 12 кг. Поэтому перед измерением важно знать – к какому парусному мастеру Вы пойдете, либо как альтернатива – получите оба комплекта номеров. Для ориентира: при использовании 10кг груза цифры прямого и обратного отклонения в центральной точке для мачты средней жесткости обычно составляют 108мм, что соответствует весу рулевого примерно 90кг. Жесткие мачты с отклонением центральной точки на 100мм или около того соответствуют весу рулевого 100кг и выше. В идеале цифры в точках 1/4 и 3/4 для прямого и обратного отклонений должны быть примерно одинаковыми и составлять около 75% от величины отклонения в центральной точке.       

·         Наклон Мачты: Наклон мачты определяет натяжение задней шкаторины паруса. Парусные мастера при изготовлении парусов рассчитывают на оптимальное натяжение задней шкаторины. Однако натяжение задней шкаторины будет варьироваться при одном и том же наклоне мачты в зависимости от жесткости мачты. Поэтому приведенные ниже в таблице цифры могут рассматриваться только как отправная точка. Для того, чтобы правильно замерить наклон мачты сначала подоприте переднюю часть тележки так, чтобы транец касался земли, после этого выставьте рулетку так, чтобы можно было измерить расстояние от верхней марки до кромки соединения транца с палубой. Хорошей отправной точкой может стать наклон 676см. После этого идите курсом «гоночный бейдевинд», положив гик на палубу, и смотрите за поведением индикаторов потока на задней шкаторине. Если все из них показывают ламинарное схождение потока, то Вы возможно недалеко от требуемой настройки, однако в конце концов единственный способ «поймать» настройку – это в спарринге с другими лодками делать подстройку и смотреть на эффект (При этом не забудьте обязательно замерить и отметить Ваши настройки, поскольку это все слишком легко забыть!) После того, как Вы «поймали» свой наклон мачты, Вы теперь можете отрегулировать нагрузку на руле, двигая пярнетс назад или вперед. Обычно такая настройка  делается как и на других яхтах: при ветре 2-3 балла на курсе «гоночный бейдевинд», гике, «лежащем на палубе», и полностью наполненном ветром парусе. В положении «НА РОВНОМ КИЛЕ» руль должен быть максимально нейтральным – двигайте пярнетс к корме, если Вы хотите увеличить усилие на привод лодки к ветру, и двигайте пярнетс к носу, если желаете ослабить это усилие.     

·         Средства управления на Палубе: Четыре проводки (оттяжки) должны располагаться в следующем порядке (от носа к корме): 1-я – кинингхем, 2-я – оттяжка галсового угла, 3-я – оттяжка шкотового угла, 4-я –оттяжка гика. Тем самым Вы располагаете поближе к себе две оттяжки, наиболее важные для Вас, когда Вы глиссируете на волне и совершенно определенно не желаете быть зацепленным гиком при подготовке к повороту «Фордевинд».   

·         Корпуса: Devoti в настоящее время основной поставщик корпусов в Соединенном Королевстве где-то с середины 1990-х годов (в 2003-м году на национальном чемпионате вся первая 5-ка состояла из корпусов Devoti). До этого основным производителем был Vanguard. На чем Вы остановитесь – целиком зависит от Ваших финансовых возможностей. Но только, пожалуйста, ни в коем случае не расстраивайтесь из-за возраста возраста, поскольку «Финны» строятся как кирпичные дома и сохраняют свои кондиции продолжительное время при надлежащем уходе – большинство людей гоняются на одной и той же лодке несколько сезонов, и это достаточно часто, когда в истории одной лодки прошло несколько комплектов такелажа  

 

Данная таблица дает базовые ориентиры для настройки в зависимости от силы ветра:

Скорость ветра (в узлах)0-88-1212-1616-2020-2525-3030 и выше
Наклон мачты (см)6.746.75-6.766.776.776.75-6.766.756.74-6.75
Расстояние между гиком и палубой (см)35-2525- 1010 - 00000-5
Положение нока гика по отношению к краю палубыСлегка внутрьСлегка внутрьСлегка внутрь или вровеньНачинайте отпускать погон по мере усиления ветраПродолжайте отпускать погонПродолжайте отпускать погонПродолжайте отпускать погон
Галсовый угол (см)7-55-33-12-12-12-32-3
Шкотовый угол (см)5-76-85-76-45-34-22-0
КинингхемСвободноСвободноСлегка набитСлегка набитСредне набитСредне набитВтугую набит
Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

26 января
Барцев Виктор

28 января
Прибылов Вадим

09 февраля
Кулюкин Александр