Влияние крена и дифферента лодки

24 января 2015

Фотографии Криса Касвелла, Комментарии Брюса Кирби

Полностью статью смотрите в журнале "Календарь Финниста 2014-2015"

Финн – олимпийский класс гоночных яхт, швертбот-одиночка, мы выбрали именно его для нашего эксперимента с подводной формой лодки, так как он обладает всеми качествами присущими современным лодкам, выходящим на глиссирование – хорошо обтекаемый впереди и плоский по корме.

Когда Крис Касвелл прислал свой материал по этой теме, его заметки начинались так: «Это та часть, которая залита водой, вот она ваша «булька», фотографии нижней части, как на подводной лодке».

Потом он вспомнил, что идея этого проекта принадлежала именно ему, и немного успокоился. При содействии Ли Бендера, менеджера Олимпийского центра Лонг-Бич, Касвелл взялся за Финн. Он нашел опытного рулевого-финниста, в задачу которого входило - «нагружать» лодку, как было задумано по плану. Касвелл взял на воду верный Nikonos (фотоаппарат для подводной съемки, выпущенный компанией Nikon в 1963 году). С неудовольствием он заметил, что из-за его великолепных усов под маску для плавания обильно просачивается вода, что «для того, чтобы снять Финн во всю длину, надо опустится вниз чертовски глубоко», а также, что это очень утомительно барахтаться в бассейне в метре с лишним от поверхности.

Крис хотел показать, как линия соприкосновения поверхности воды с корпусом меняется в зависимости от того, как лодка «сидит» на воде. Хотя при движении изменения немного другие, чем в спокойном положении, но на этих фотографиях четко видно, как крен влияет на рулевое управление, и почему крен или загрузка носовой части лодки приводят к увеличению скорости в слабый ветер. Подводная съемка дает много пищи для размышлений.

1. На фотографии № 1 изображен Финн в том положении, как его спроектировали – нос и корма и траверз на одном уровне. И именно в таком положении лодка должна находиться большую часть времени. Два квадратных участка – это устройства для слива воды, по одному с каждой стороны швертового колодца.

Царапины перед швертовым колодцем были сделаны при спуске лодки в бассейн, и журнал Yacht Racing, конечно, надеется, что издательство West Coast Editor найдет способ отчистить дно и отполировать его, прежде чем вернуть яхту владельцу.

2. На фотографии. № 2 изображен Финн, когда рулевой перемещает вес вперед от центра, что обычно происходит при слабом ветре, двигаясь или полными или острыми курсами. Сравнивая эту фотографию с первой, сделанную под тем же углом, сразу видно, что смоченная поверхность сокращается, так как носовая часть опустилась глубже в воду, а широкая кормовая часть поднимается над водой. Это положение корпуса выгодно при слабом ветре, и в некоторых случаях, в сочетании с креном либо на ветер, либо под ветер, снижает площадь смоченной поверхности и помогает наполнить парус.

3. На фотографии № 3 корма загружена и широкая часть кормы, находится над водой (узкий форштивень поднят), а площадь смоченной поверхности увеличивается. Обратите внимание на острый край транца, показывающий, что транец на 8 до 10 см ушел под воду, и это почти всегда приводит к увеличению сопротивления, кроме тех случаев, когда лодка глиссирует. Лодка должна находиться в таком положении только тогда, когда она уже глиссирует. Для скольжения - или когда выходишь на глиссирование с помощью волны – форштевень должен находиться внизу, чтобы лодка пошли «вниз», а волна проходила под кормой. Когда лодка уже вышла на глиссирование, вес можно переместить на корму и дальше идти в этом положении.

4. На фотографии № 4 нос и корма лодки уравновешены, но крен на правый борт составляет 10 градусов. А на фотографии № 5, лодка накренена таким же образом, но под углом 20 градусов. Сразу видно, что крен не только снижает площадь смоченной поверхности, но и искажает форму лодки в воде. Это искажение приводит к тому, что яхта начинает слишком сильно приводиться к ветру. Форма подводной части лодки похожа на «опущенный в воду банан», прямая линия на наветренной стороне (справа на этих фотографиях) и сильно изогнутая - на подветренной. Этот «опущенный в воду банан», естественно, поворачивает на ветер, и это главная причина, почему любая обычная маленькая лодка постепенно начинает приводиться к ветру, когда накреняется. Тем не менее, когда ветер слабый, и яхта движется очень медленно, крен - это эффективный способ снижения площади смоченной поверхности и увеличения скорости.

5. При медленном дрейфе крен также может способствовать тому, что паруса примут некоторую форму, а не будут вяло висеть, что прибавит скорости.

Но когда скорость ветра достигает четырех узлов, паруса соответственно наполняются, появляется носовая волна и волновой след, лодку необходимо поставить на ровный киль, так чтобы парус работал с эффективным углом к ветру, а слишком сильное приведение к ветру будет вызывать давление на перо руля и будет только мешать.

6. На фотографии № 6 загружена корма лодки, и крен составляет около 10 градусов. При глиссировании яхта часто идет именно так: небольшой крен, вес смещен к корме, и при этом она способна развить неплохую скорость.

Рулевой должен приложить все усилия, чтобы держать лодку ровно при выходе на глиссирование, но крен в несколько градусов вряд ли замедлит ход глиссирующей яхты. Однако слишком большой крен изменит подводную форму лодки, и она начнет приводиться к ветру, что в свою очередь вызовет нагрузку на перо руля, и движение замедлится.

7. На фотографии № 7 загружена носовая часть лодки и боковой крен. Это лучший способ уменьшить площадь смоченной поверхности, так как сочетает в себе и крен, и нагрузку на нос. Когда яхта идет острым курсом, она должна быть закренена под ветер. Но на других курсах яхта будет двигаться быстрее, если крен на ветер. Причин для этого несколько:

1 - это уменьшает площадь смоченной поверхности, 2 - поднимает гик, что увеличивает площадь парусности, 3 – парус и руль работают в одном направлении (приводятся к ветру), а форма корпуса («опущенный в воду банан») направляет руль в другую сторону. В результате руль уравновешивается и практически не надо прикладывать никаких усилий для управления, и скорость оказывается достаточно большой.

8, 9, 10. На последних трех фотографиях №№ 8, 9 и 10 лодка изображена сбоку в трех основных позициях. Верхняя: загружен нос лодки, и погружен в воду. Центральная: загружена корма. Нижняя: ровное положение. И здесь наглядно видно, что на первой фотографии, когда нос лодки глубже уходит под воду площадь смоченной поверхности наименьшая, а когда корма находится ниже, то площадь смоченной поверхности гораздо больше.

Как бы там ни было, но лучше идти так, как задумал Рикард Сарби - быстро и ровно.

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

21 апреля
Банько Александр

23 апреля
Сомов Сергей

23 апреля
Воронцов Илья

24 апреля
Крутских Владимир

24 апреля
krutskikh Vladimir

27 апреля
Каралюс Донатас

28 апреля
Котляров Артур

01 мая
Калмыков Евгений

06 мая
Валиуллин Денис

09 мая
Качин Дмитрий

10 мая
Вощенников Анатолий

Вспомните замечательных людей. В этот день родились

26 апреля
Чучелов Александр