Программа развития класса Финн

В настоящее время Ассоциация готовит Программу своей работы и стратегию развития. В рамках этой работы возникает необходимость определения опорных точек и системы координат взаимодействия Ассоциации со всеми субъектами Парусного спорта. Для этого Ассоциация выступила с инициативой подготовки общей Программы развития класса Финн в России. 

Предлагаем Вашему вниманию проект программы развития класса Финн на 2013-2020 годы. Данный документ сейчас проходит обсуждение и доработку. Будем рады любым комментариям, замечаниям и предложениям, а также - любому другому участию в доработке программы. Все Ваши замечания и предложения, пожалуйста, направляйте по адресу finn@moscow-finnclass.ru  

В дальнейшем после доработки и утверждения этот документ предполагается сделать связующим и базовым для подготовки детальных программ всех участвующих в развитии класса Финн субъектов.

Программа развития класса Финн в России на 2013-2020 годы (Проект)

 Цели программы:

Учитывая, что речь идет о спорте, в качестве основного показателя уровня качественного развития дисциплины в стране обычно рассматриваются достижения национальной команды на международных соревнованиях, мировых и континентальных Чемпионатах, Первенствах и, как самый высший определяющий показатель - выступления на Олимпийских Играх.

Вторым показателем уровня развития дисциплины, отражающим количество, является количество спортсменов, занимающихся данной дисциплиной.

Поэтому основными целями программы развития класса Финн в России предлагаются:

  1. вывод российской команды по парусному спорту в классе яхт «Финн» на высокий уровень выступления на международных соревнованиях с завоеванием  высоких мест (8-е – 6-е) на Олимпийских Играх 2016-го, и медалей на Олимпийских Играх 2020-го годов, а также – на стабильное завоевание медалей на Чемпионатах и Первенствах Европы, Мира.
  2. Увеличение числа яхтсменов, занимающихся в классе Финн

 

Введение

Парусный спорт – техническая дисциплина, требующая определенных материальных вложений на производство/закупку материальной части, проведение сборов и соревнований, транспортировку яхт, катеров обеспечения, и на проезд, проживание и экипировку спортсменов. Соответственно, идти к поставленным целям приходится в рамках определенных бюджетов, размер которых зависит от общего состояния экономики в стране и от того, какое место государство, общество уделяет данной дисциплине.

В настоящее время в парусном спорте распространены 2 модели решения задачи достижения высшего результата в рамках ограниченного бюджета:

1. Индивидуальная модель:

Имеет место «индивидуальная» модель подготовки, когда   выделяется 1 талантливый спортсмен в классе, который в последующем выводится на уровень Олимпийских медалей. Пример – Испания, Швеция, Эстония, Финляндия.

Плюсами данной модели является

  • Возможность получить результат в краткие сроки (через концентрацию всех ресурсов на подготовке одного лидера),
  • Простота управления (ввиду крайне ограниченного круга задействованных специалистов)

Минусами данной модели являются:

    • Крайняя уязвимость, ненадежность, зависимость всего результата от конкретной личности,
    • снижение мотивации лидера к росту при отсутствии внутренней конкуренции в стране,
    • высокие риски сбоя результата (болезнь, поломка материальной части, личные проблемы),
    • полная утеря вложенных инвестиций при уходе лидера из спорта.
    • Формальное представление развития спорта в стране, отмирание класса, реального спорта в стране
    • Как следствие пункта выше, более высокая стоимость подготовки лидера в расчете на 1-го спортсмена (стоимость растет экспоненциально по мере приближения к высшему показателю)
    • Определенный потолок в достижении высшего результата. (одиночкам сложно (практически невозможно) противостоять выстроенным системам)

 Ярким примером негативных последствий «индивидуальной» модели является Испания, где с уходом ее лидера в классе Финн Рафы Трухильо после Олимпийских Игр 2012 года, страна была вынуждена отказаться от программы в классе Финн, в том числе – снять свою заявку на проведение Чемпионата Мира в классе Финн в 2013-м году. и (поэтому ей в основном пользуются небольшие страны с маленькой экономикой.) Перед аналогичной проблемой сейчас встает Дания. В скором времени к ней может прийти Голландия.

В целом индивидуальная модель уже признана многими ведущими странами как тупиковая.

2. Системная модель:

Ввиду очевидного отсутствия перспективы Индивидуальной модели в долгосрочном плане большинство передовых в парусном спорте стран (Англия, Германия, Польша, Австралия) больше ориентируются на «Системную» модель, разработанную еще в Советском Союзе, – выстраивание системы, воспроизводящей сильных спортсменов с обязательным сохранением опыта лидеров и передачи его молодым спортсменам.

Системная модель подразумевает под собой следующие обязательные элементы:

Составляющий элемент

Назначение

1.

Подготовка и вывод на высший результат команды из не менее 4-5 человек

Вывод на медали ЧМ, ЧЕ, Обеспечение завоевания Олимпийских лицензий, вывод лидера и дублера на уровень медали ОИ

2.

Горячий резерв - длинная «скамейка запасных» (не менее 1,5 от числа основного состава)

Восполнение основной сборной. Поддержание конкурентной составляющей мотивации к совершенствованию спортивного результата состава основной сборной

3.

Широкая база резерва

Подготовка и восполнение «горячего резерва» основной сборной

4.

Механизмы передачи опыта и знаний от опытных старших спортсменов молодым

Эффективное использование ресурсов. Сохранение наработанного материала, вложенных в привлеченных на предыдущих этапах спортсменов ресурсов

5.

Культурно-воспитательная составляющая (культура обращения с материальной частью, культура поведения, знание истории)

1.      Стабильное лидерство не возможно без надлежащей самоорганизации, культуры и воспитания.

2.      Культура общения, и, как следствие, авторитет спортсмена  открывает больше возможностей в получении опыта от спортсменов, команд других стран, своевременно получать информацию о технических усовершенствованиях..

Сложностями в данной модели являются:

    • Необходимость задействования большого круга людей, организаций
    • На начальном этапе - вложение и организация привлечения значительного объема ресурсов в общегосударственном масштабе
    • Необходимость выстраивания множества разноплановых бизнес-процессов

Плюсами данной модели являются:

  • Надежность достигаемых результатов
  • Постоянное воспроизводство лидеров и резерва
  • Повышение мотивации лидеров к самосовершенствованию
  • Сохранение и накопление наработанных знаний и вложенных инвестиций
  • Эффективное использование ресурсов
  • Значительно более низкая стоимость подготовки лидеров и поддержания их мотивации
  • При правильной настройке системы - постепенное снижение необходимости прямых внешних финансовых вливаний.
  • «Саморазогрев» системы – рост общего спортивного результата за счет нарабатываемого фундамента и внутренних ресурсов при неизменных поддерживающих составляющих (финансирования).

И конечно, дополнительным «бонусом» системной модели является реальное развитие спорта, класса яхт в стране – в общем-то, та изначальная база, которую в корне своего образования призвано измерить и сравнить Олимпийское движение.

В целом системная модель гораздо сложнее индивидуальной, поскольку требует широкого подхода и организации взаимодействия множества напрямую не подчиненных друг другу людей и организаций, равно как и задействования значительных ресурсов, однако на сегодня она является единственной возможностью обеспечения стабильного надежного высокого результата.

В развитии класса Финн в России и достижении поставленных целей предполагается пойти по более сложному, но единственному перспективному пути - руководствоваться системной моделью.

Целевые группы – объекты программы:

В сложившейся системе отношений главным объектом является гражданин, которого предполагается вывести на высший спортивный результат, для чего его необходимо:

  1. привлечь в парусный спорт
  2. научить
  3. воспитать
  4. правильно мотивировать
  5. обеспечить материальной частью
  6. обеспечить местом и условиями для занятий парусным спортом
  7. провести через «лифт» повышения спортивного мастерства
  8. провести через «лифт» спортивных снарядов – классов яхт в соответствии с физическими и возрастными данными спортсмена
  9. вывести на высокий спортивный результат

В процессе решения данных задач так или иначе участвуют:

  1. Государство
    • Олимпийский Комитет
    • Министерство спорта
      1. Детские и детско-юношеские школы
      2. Центры Спортивной Подготовки
      3. Сборная команда РФ
    • Министерство образования
      1. Институты подготовки тренерского состава
  2. Инфраструктура (яхт-клубы), порты
  3. Общественные организации
    • Федерации
    • Ассоциации классов яхт
    • Спортивные клубы

Ввиду сложности яхт класса «Финн», одиночного характера управления и достаточно высокой стоимости яхт участие класса «Финн» в процессах привлечения в парусный спорт и первичного обучения является нецелесообразным. Также данная программа не берет на себя задачу проведения спортсменов через «Лифт» спортивных снарядов, а сосредотачивается на конкретном классе «Финн» и смежных классах, которые могут служить источником для пополнения спортсменов в классе Финн.  

Поэтому в качестве основного объекта программы рассматриваются спортсмены, прошедшие первичную подготовку в других классах яхт и имеющие навыки управления швертботом в роли рулевого.

Данные объекты разделяются на 2 группы:

  • Группа А: молодые спортсмены в возрасте до 30 лет, профессиональные спортсмены – человечески ресурс для вывода на высокий результат.
  • Группа Б: старшие спортсмены, имеющие соревновательный опыт в парусном спорте, и способные самостоятельно обеспечить свою соревновательную деятельность – ресурс для создания соревновательной среды, консолидации знаний, воспитательной среды для молодых спортсменов, привлечения сторонних ресурсов.

 Основные принципы построения программы:

Программу предполагается строить на следующих принципах:

  1. Ступенчатая подготовка (Пирамида) – когда каждый этап является ресурсной базы для последующего.
  2. Повышение КПД за счет «обратного подогрева» (принципа, широко применяемого в теплотехнике – предварительный подогрев подводимой среды отработанным паром).  
  3. Консолидация усилий и эффективное использование ресурсов
    • Централизованная координация, планирование при сохранении распределенного управления ресурсами
    • Исключение дублирования
    • Совместное решение комплексных задач

  

А. Пирамида

В части принципа ступенчатой подготовки предполагается «пирамида», когда каждый этап является ресурсной базы для последующего. Расширение пирамиды к основанию необходимо для обеспечения возможности селекции на каждом переходе. При этом для наиболее талантливых спортсменов существует «лифт» в виде центров спортивной подготовки, молодежной сборной, основной сборной РФ.

Непосредственно в классе Финн предполагается выстроить пирамиду по следующей схеме:

Ступень 0: Первичная подготовка

подготовка спортсменов личными тренерами в СДЮСШОР, ДЮСШ в других классах (В качестве базовых классов для класса Финн рассматриваются «Луч», «Лазер»)

Ступень 1: Обкатка в классе Финн, формирование культуры поведения

Осуществляется на региональных соревнованиях в тесном взаимодействии со старшими спортсменами, взрослыми секциями.

Переход в класс Финн на этап 1 производится по представлениям личных тренеров.

 

Ступень 2: Вывод на высший результат среди юниоров

Осуществляется путем интенсивной обкатки молодых спортсменов на внутрироссийских соревнованиях, проводимых Ассоциацией, в тесном контакте со взрослыми спортсменами уровня КМС, МС, МСМК – в прошлом членами сборной России, СССР. В дополнение к этому – программа зимней подготовки в г. Сочи.

Ступень проводится в тесном взаимодействии со Старшим тренером Сборной РФ по резерву.

Отбор на ступень производится по результатам выступлений на региональных соревнованиях в классе Финн. Возможен прямой переход на эту ступень для сильных молодых гонщиков из класса «Лазер»

 

Ступень 3: Группа высшего спортивного мастерства

 Школа для лучших 5-ти гонщиков, в рамках которой осуществляется вывод 5-ти российских гонщиков на стабильный результат в первые 15 на Чемпионате Мира и этапах Кубка Мира.

Ступень проводится с привлечением комплексной научной группы, в которую обязательно входят тренера и спортсмены, выступавшие в классе Финн на высоком международном уровне. Работа проводится в тесном сотрудничестве с производителями оборудования.

Ступень проводится в тесном взаимодействии с личными тренерами спортсменов, сборной командой РФ и Ассоциацией яхт класса Финн.

Отбор на ступень производится среди гонщиков до 30 лет по результатам выступлений на Всероссийских и Международных соревнованиях.  Предполагается 2-х ступенчатый отбор: «кандидаты» и «основной состав». Для поддержания мотивации и ротации.

Ступень 3+: Индивидуальная подготовка

 Блок предназначен для сформировавшихся профессиональных спортсменов старше 30 лет, достигших и показывающих  высокие результаты (в числе первых 10 на Чемпионате Мира, Европы в классе Финн). Программа подготовки формируется и защищается самим спортсменом индивидуально. Финансирование программы подготовки осуществляется по системе грантов.

При этом для каждого этапа обеспечивается обязательная связь с предыдущим с целью правильного формирования качественной базы для отбора (руководитель каждой ступени несет консолидированную ответственность с руководителем предыдущей ступени за качество подготовки резерва для своей ступени).

Б. Принцип «Обратного обогрева»

Принцип «Обратного обогрева» достигается за счет задействования и использования завершающих свою активную спортивную карьеру спортсменов, тренеров в системе на этапах подготовки резерва, а также – в создании необходимой конкурентной среды для полноценной соревновательной подготовки резерва.

  schema.jpg

В. Консолидация усилий

Консолидация усилий достигается за счет правильно налаженной координации действий всех, участвующих в процессе субъектов. Учитывая самостоятельность каждого субъекта, объединение и централизованное управление ресурсами здесь невозможно. Поэтому это решается созданием совещательного координационного органа из полномочных представителей всех участников процесса, решения которого рекомендованы для исполнения всем участникам, и четким совместным планированием мероприятий. Ассоциация яхт класса Финн в данном случае выполняет консолидационно-объединяющую роль для выполнения программы в непосредственно классе Финн.

 

 

Структура организации работы:

Ступень 0:Первичная подготовка

Центры принятия решений, ответственные:

  • СДЮСШОР, ДЮСШ,
  • личные тренеры

Основная задача:

  • Подбор и первичная подготовка спортсменов, перспективных к развитию в дальнейшем в классе «Финн»

Ресурсы:

  • материальные:   центральное финансирование СДЮСШОР, ДЮСШ, средства родителей
  • человеческие (спортсмены):  спортсмены, вырастающие из классов «Оптимист», молодые спортсмены из других видов спорта (плавание, гребля, лыжи, игровые виды)
  • человеческие (тренеры):        завершившие спортивную карьеру спортсмены классов «Лазер», «Финн».

Инструменты:

  • тренировки,
  • клубные и региональные соревнования

Базовые классы яхт для подготовки: «Луч», «Лазер»

Участие Ассоциации:

  • Мастер-классы,
  • методические материалы,
  • тестовые соревнования для отбора в класс «Финн»

Детальная программа: - см. приложение 1 (в разработке)

Ступень 1:Обкатка в классе Финн, формирование культуры поведения

Центры принятия решений, ответственные:

  • СДЮСШОР, ДЮСШ,
  • личные тренеры,
  • Ассоциация яхт класса Финн

Основные задачи:

  • Обеспечить наличие в стране не менее 20 активных юниоров с легитимным представительством по регионам.
  • Передать базовые знания и навыки в классе Финн молодым спортсменам,
  • сформировать у молодых спортсменов культуру поведения и обращения с материальной частью,
  • ознакомить с историей класса «Финн» и привить традиции класса «Финн»

Ресурсы:

  • материальные:   центральное финансирование СДЮСШОР, ДЮСШ, средства родителей, средства взрослых спортсменов (для организации соревнований, подготовки методических материалов)
  • человеческие (спортсмены):  спортсмены, вырастающие из классов «Луч», «Лазер».
  • человеческие (наставники):  завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены, тренеры.
  • человеческие (конкурентная среда): движение «Мастерс», завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены

Инструменты:   

  • совместные со взрослой секцией тренировки,
  • Календарь клубных и региональных соревнований,
  •  мастер-классы Ассоциации,
  • программа зимней подготовки в классе Финн в г. Сочи
  • программа открытых соревнований в «точках роста» - центрах с наличием чартерных яхт
  • методические материалы и журналы Ассоциации,
  • Сайт Ассоциации

Базовые яхты для подготовки: «Финн» (яхты группы «Б» - восстановленные или отработавшие свое в спорте высших достижений яхты и паруса)

Участие Ассоциации:

  • Мастер-классы,
  • методические материалы,
  • организация соревнований,
  • создание конкурентной среды на региональных соревнованиях,
  • наставничество (шефство)

Детальная программа: - см. приложение 2 (в разработке)

 

Ступень 2:Вывод на высший результат среди юниоров

Центры принятия решений, ответственные: СДЮСШОР, личные тренеры, тренерский совет Ассоциации яхт класса Финн, старший тренер группы высшего спортивного мастерства, старший тренер по резерву

Основная задача: отобрать и подготовить резерв для вывода на высший спортивный результат (не менее 10 спортсменов с уровнем выступления в первых 50% на Первенстве Мира)

Обеспечить ежегодное завоевание медалей на Первенстве Мира и Первенстве Европы

 

Ресурсы:

  • материальные:   центральное финансирование сборной команды по резерву,  СДЮСШОР, ЦСП, ЭШВСМ, средства родителей, средства взрослых спортсменов (для организации соревнований, подготовки методических материалов), привлеченные спонсорские средства
  • человеческие (спортсмены):  юниоры, подготовленные на ступени 1,  спортсмены, вырастающие из классов «Луч», «Лазер» и показывающие при этом высокий спортивный результат.
  • человеческие (наставники):  завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены – бывшие члены сборных России, СССР, тренеры, имеющие опыт работы в сборной СССР, России, подготовившие спортсменов в классе Финн.
  • человеческие (конкурентная среда): движение «Мастерс», завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены, спортсмены высших ступеней

Инструменты:   

  • календарь внутрироссийских соревнований,  формат Кубка России
  • совместные сборы с основной сборной,
  • системы отбора в молодежную сборную, основную сборную, на участие в международных соревнованиях.
  • Совместные выезды на международные соревнования со взрослыми спортсменами
  • Программа зимней подготовки в г. Сочи
  • методические материалы и журналы Ассоциации, Сайт Ассоциации

Базовые яхты для подготовки:  современные яхты класса«Финн»

Участие Ассоциации:

  • организация соревнований, 
  • проведение Кубка России
  • создание конкурентной среды на внутренних соревнованиях,
  • организационная поддержка при выездах на международные соревнования,
  • организация программы зимней подготовки в г. Сочи
  • взаимодействие с Международной Ассоциацией, взаимодействие с ВКС, организация семинаров для спортсменов
  • подготовка специализированных мерителей совместно с ТК ВФПС.
  • Мастер-классы, методические материалы,
  • Организационная помощь в приобретении, ремонте материальной части

Детальная программа: - см. приложение 3 (в разработке)

 

Ступень 3: Группа высшего спортивного мастерства

Центры принятия решений, ответственные:

  • СДЮСШОР,
  • личные тренеры,
  • тренерский совет Ассоциации яхт класса Финн,
  • старший тренер группы высшего спортивного мастерства

Основные задачи:

  • вывести на высший спортивный результат не менее 4 спортсменов (в числе первых 15 на Чемпионате Мира и этапах Кубка Мира)
  • Обеспечить завоевание олимпийской лицензии в 2014-м году
  • Добиться результата 6-10 места на Олимпийских Играх в 2016 году
  • Завоевать золотую олимпийскую медаль на ОИ в 2020-м году
  • Обеспечить стабильное завоевание олимпийских медалей в классе Финн начиная с 2020г.

Ресурсы:

  • материальные:   центральное финансирование сборной, СДЮСШОР, ЦСП, ЭШВСМ, средства самих спортсменов, привлеченные спонсорские средства
  • человеческие (спортсмены):  спортсмены в возрасте до 30 лет, подготовленные на ступени 2.
  • человеческие (наставники):  бывшие лидеры сборной СССР, России в классе Финн, завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены – бывшие члены сборных России, СССР, тренеры, имеющие опыт работы в сборной СССР, России, подготовившие спортсменов в классе Финн.
  • человеческие (конкурентная среда): спортсмены ступени 2 (ближний резерв), взрослые спортсмены уровня МС, МСМК – выпускники ЭШВСМ, ЦСП, СДЮСШОР, бывшие члены сборной в классе «Финн», «Лазер», действующие члены сборной в классе «Лазер».

Инструменты:   

  • календарь внутрироссийских соревнований,  формат Кубка России
  • Календарь сборов,
  • Календарь участия в международных соревнованиях
  • Система отбора в группу и в горячий резерв
  • системы отбора в молодежную сборную, основную сборную, на участие в международных соревнованиях.

Базовые яхты для подготовки:  современные, обновляемые не реже раза в 2 года яхты класса«Финн»

Участие Ассоциации:

  • организация внутренних соревнований,  проведение Кубка России
  • создание конкурентной среды на внутренних соревнованиях,
  • организационная поддержка при выездах на международные соревнования,
  • взаимодействие с Международной Ассоциацией, взаимодействие с ВКС, организация семинаров для спортсменов
  • подготовка специализированных мерителей совместно с ТК ВФПС.
  • методические материалы,
  • Организационная помощь в приобретении, ремонте материальной части

Детальная программа: - см. приложение 4 (в разработке)

Ступень 3+: Индивидуальная подготовка

Центры принятия решений, ответственные: непосредственно спортсмен,

Основные задачи:

  • стабильно завоевывать место в первой 6-ке на Чемпионате Мира, Чемпионате Европы
  • Обеспечить завоевание олимпийской лицензии в 2014-м году
  • Пройти отбор на участие в ОИ
  • Завоевать Олимпийскую Медаль.

Ресурсы:

  • материальные:   центральное финансирование сборной, СДЮСШОР, ЦСП, ЭШВСМ, средства самого спортсмена, привлеченные гранты, спонсорские контракты
  • человеческие (спортсмены):  состоявшиеся профессиональные спортсмены, прошедшие отбор и показавшие высокий результат на Чемпионате Мира и Чемпионате Европы.
  • человеческие (наставники):  подбираются самим спортсменом.
  • человеческие (конкурентная среда): подбираются самим спортсменом 

Инструменты:    определяются самим спортсменом согласно имеющимся у него ресурсам

Базовые яхты для подготовки:  современные, обновляемые не реже раза в 2 года яхты класса«Финн»

Участие Ассоциации:  взаимодействие с Международной Ассоциацией,

Детальная программа: - готовится непосредственно самим спортсменом.