Программа развития класса Финн

Программа развития класса Финн в России

 Цели программы:

Учитывая, что речь идет о спорте, в качестве основного показателя уровня качественного развития дисциплины в стране обычно рассматриваются достижения национальной команды на международных соревнованиях, мировых и континентальных Чемпионатах, Первенствах и, как самый высший определяющий показатель - выступления на Олимпийских Играх.

Вторым показателем уровня развития дисциплины, отражающим количество, является количество спортсменов, систематически занимающихся данной дисциплиной.

Поэтому основными целями программы развития класса Финн в России предлагаются:

  1. вывод российской команды по парусному спорту в классе яхт «Финн» на высокий уровень выступления на международных соревнованиях с завоеванием  высоких мест (8-е – 6-е) на Олимпийских Играх, а также – на стабильное завоевание медалей на Чемпионатах и Первенствах Европы, Мира.
  2. Увеличение числа яхтсменов, систематически занимающихся в классе Финн

 

Введение

Парусный спорт – техническая дисциплина, требующая определенных материальных вложений на производство/закупку материальной части, проведение сборов и соревнований, транспортировку яхт, катеров обеспечения, и на проезд, проживание и экипировку спортсменов. Соответственно, идти к поставленным целям приходится в рамках определенных бюджетов, размер которых зависит от общего состояния экономики в стране и от того, какое место государство, общество уделяет данной дисциплине.

В настоящее время в парусном спорте распространены 2 модели решения задачи достижения высшего результата в рамках ограниченного бюджета:

1. Индивидуальная модель:

Имеет место «индивидуальная» модель подготовки, когда   выделяется 1 талантливый спортсмен в классе, который в последующем выводится на уровень Олимпийских медалей. Пример – Испания, Швеция, Эстония, Финляндия.

Плюсами данной модели является

  • Возможность получить результат в краткие сроки (через концентрацию всех ресурсов на подготовке одного лидера),
  • Простота управления (ввиду крайне ограниченного круга задействованных специалистов)

Минусами данной модели являются:

    • Крайняя уязвимость, ненадежность, зависимость всего результата от конкретной личности,
    • снижение мотивации лидера к росту при отсутствии внутренней конкуренции в стране,
    • высокие риски сбоя результата (болезнь, поломка материальной части, личные проблемы),
    • полная утеря вложенных инвестиций при уходе лидера из спорта.
    • Формальное представление развития спорта в стране, отмирание класса, реального спорта в стране
    • Как следствие пункта выше, более высокая стоимость подготовки лидера в расчете на 1-го спортсмена (стоимость растет экспоненциально по мере приближения к высшему показателю)
    • Определенный потолок в достижении высшего результата. (одиночкам сложно (практически невозможно) противостоять выстроенным системам)

 Ярким примером негативных последствий «индивидуальной» модели является Испания, где с уходом ее лидера в классе Финн Рафы Трухильо после Олимпийских Игр 2012 года, страна была вынуждена отказаться от программы в классе Финн, в том числе – снять свою заявку на проведение Чемпионата Мира в классе Финн в 2013-м году. и (поэтому ей в основном пользуются небольшие страны с маленькой экономикой.) Перед аналогичной проблемой сейчас встает Дания. В скором времени к ней может прийти Голландия.

В целом индивидуальная модель уже признана многими ведущими странами как тупиковая.

2. Системная модель:

Ввиду очевидного отсутствия перспективы Индивидуальной модели в долгосрочном плане большинство передовых в парусном спорте стран (Англия, Германия, Польша, Австралия) больше ориентируются на «Системную» модель, разработанную еще в Советском Союзе, – выстраивание системы, воспроизводящей сильных спортсменов с обязательным сохранением опыта лидеров и передачи его молодым спортсменам.

Системная модель подразумевает под собой следующие обязательные элементы:

Составляющий элемент

Назначение

1.

Подготовка и вывод на высший результат команды из не менее 4-5 человек

Вывод на медали ЧМ, ЧЕ, Обеспечение завоевания Олимпийских лицензий, вывод лидера и дублера на уровень медали ОИ

2.

Горячий резерв - длинная «скамейка запасных» (не менее 1,5 от числа основного состава)

Восполнение основной сборной. Поддержание конкурентной составляющей мотивации к совершенствованию спортивного результата состава основной сборной

3.

Широкая база резерва

Подготовка и восполнение «горячего резерва» основной сборной

4.

Механизмы передачи опыта и знаний от опытных старших спортсменов молодым

Эффективное использование ресурсов. Сохранение наработанного материала, вложенных в привлеченных на предыдущих этапах спортсменов ресурсов

5.

Культурно-воспитательная составляющая (культура обращения с материальной частью, культура поведения, знание истории)

1.      Стабильное лидерство не возможно без надлежащей самоорганизации, культуры и воспитания.

2.      Культура общения, и, как следствие, авторитет спортсмена  открывает больше возможностей в получении опыта от спортсменов, команд других стран, своевременно получать информацию о технических усовершенствованиях..

Сложностями в данной модели являются:

    • Необходимость задействования большого круга людей, организаций
    • На начальном этапе - вложение и организация привлечения значительного объема ресурсов в общегосударственном масштабе
    • Необходимость выстраивания множества разноплановых бизнес-процессов

Плюсами данной модели являются:

  • Надежность достигаемых результатов
  • Постоянное воспроизводство лидеров и резерва
  • Повышение мотивации лидеров к самосовершенствованию
  • Сохранение и накопление наработанных знаний и вложенных инвестиций
  • Эффективное использование ресурсов
  • Значительно более низкая стоимость подготовки лидеров и поддержания их мотивации
  • При правильной настройке системы - постепенное снижение необходимости прямых внешних финансовых вливаний.
  • «Саморазогрев» системы – рост общего спортивного результата за счет нарабатываемого фундамента и внутренних ресурсов при неизменных поддерживающих составляющих (финансирования).

И конечно, дополнительным «бонусом» системной модели является реальное развитие спорта, класса яхт в стране – в общем-то, та изначальная база, которую в корне своего образования призвано измерить и сравнить Олимпийское движение.

В целом системная модель гораздо сложнее индивидуальной, поскольку требует широкого подхода и организации взаимодействия множества напрямую не подчиненных друг другу людей и организаций, равно как и задействования значительных ресурсов, однако на сегодня она является единственной возможностью обеспечения стабильного надежного высокого результата.

В развитии класса Финн в России и достижении поставленных целей предполагается пойти по более сложному, но единственному перспективному пути - руководствоваться системной моделью.

Целевые группы – объекты программы:

В сложившейся системе отношений главным объектом является гражданин, которого предполагается вывести на высший спортивный результат, для чего его необходимо:

  1. привлечь в парусный спорт
  2. научить
  3. воспитать
  4. правильно мотивировать
  5. обеспечить материальной частью
  6. обеспечить местом и условиями для занятий парусным спортом
  7. провести через «лифт» повышения спортивного мастерства
  8. провести через «лифт» спортивных снарядов – классов яхт в соответствии с физическими и возрастными данными спортсмена
  9. вывести на высокий спортивный результат

В процессе решения данных задач так или иначе участвуют:

  1. Государство
    • Олимпийский Комитет
    • Министерство спорта
      1. Детские и детско-юношеские школы
      2. Центры Спортивной Подготовки
      3. Сборная команда РФ
    • Министерство образования
      1. Институты подготовки тренерского состава
  2. Инфраструктура (яхт-клубы), порты
  3. Общественные организации
    • Федерации
    • Ассоциации классов яхт
    • Спортивные клубы

Ввиду сложности яхт класса «Финн», одиночного характера управления и достаточно высокой стоимости яхт участие класса «Финн» в процессах привлечения в парусный спорт и первичного обучения является нецелесообразным. Также данная программа не берет на себя задачу проведения спортсменов через «Лифт» спортивных снарядов, а сосредотачивается на конкретном классе «Финн» и смежных классах, которые могут служить источником для пополнения спортсменов в классе Финн.  

Поэтому в качестве основного объекта программы рассматриваются спортсмены, прошедшие первичную подготовку в других классах яхт и имеющие навыки управления швертботом в роли рулевого.

Данные объекты разделяются на 2 группы:

  • Группа А: молодые спортсмены в возрасте до 30 лет, профессиональные спортсмены – человечески ресурс для вывода на высокий результат.
  • Группа Б: старшие спортсмены, имеющие соревновательный опыт в парусном спорте, и способные самостоятельно обеспечить свою соревновательную деятельность – ресурс для создания соревновательной среды, консолидации знаний, воспитательной среды для молодых спортсменов, привлечения сторонних ресурсов.

 Основные принципы построения программы:

Программу предполагается строить на следующих принципах:

  1. Ступенчатая подготовка (Пирамида) – когда каждый этап является ресурсной базы для последующего.
  2. Повышение КПД за счет «обратного подогрева» (принципа, широко применяемого в теплотехнике – предварительный подогрев подводимой среды отработанным паром).  
  3. Консолидация усилий и эффективное использование ресурсов
    • Централизованная координация, планирование при сохранении распределенного управления ресурсами
    • Исключение дублирования
    • Совместное решение комплексных задач

  

А. Пирамида

В части принципа ступенчатой подготовки предполагается «пирамида», когда каждый этап является ресурсной базы для последующего. Расширение пирамиды к основанию необходимо для обеспечения возможности селекции на каждом переходе. При этом для наиболее талантливых спортсменов существует «лифт» в виде центров спортивной подготовки, молодежной сборной, основной сборной РФ.

Непосредственно в классе Финн предполагается выстроить пирамиду по следующей схеме:

Ступень 0: Первичная подготовка

подготовка спортсменов личными тренерами в СДЮСШОР, ДЮСШ в других классах (В качестве базовых классов для класса Финн рассматриваются «Луч», «Лазер»)

Ступень 1: Обкатка в классе Финн, формирование культуры поведения

Осуществляется на региональных соревнованиях в тесном взаимодействии со старшими спортсменами, взрослыми секциями.

Переход в класс Финн на этап 1 производится по представлениям личных тренеров.

 

Ступень 2: Вывод на высший результат среди юниоров

Осуществляется путем интенсивной обкатки молодых спортсменов на внутрироссийских соревнованиях, проводимых Ассоциацией, в тесном контакте со взрослыми спортсменами уровня КМС, МС, МСМК – в прошлом членами сборной России, СССР. В дополнение к этому – программа зимней подготовки в г. Сочи.

Ступень проводится в тесном взаимодействии со Старшим тренером Сборной РФ по резерву.

Отбор на ступень производится по результатам выступлений на региональных соревнованиях в классе Финн. Возможен прямой переход на эту ступень для сильных молодых гонщиков из класса «Лазер»

 

Ступень 3: Группа высшего спортивного мастерства

 Школа для лучших 5-ти гонщиков, в рамках которой осуществляется вывод 5-ти российских гонщиков на стабильный результат в первые 15 на Чемпионате Мира и этапах Кубка Мира.

Ступень проводится с привлечением комплексной научной группы, в которую обязательно входят тренера и спортсмены, выступавшие в классе Финн на высоком международном уровне. Работа проводится в тесном сотрудничестве с производителями оборудования.

Ступень проводится в тесном взаимодействии с личными тренерами спортсменов, сборной командой РФ и Ассоциацией яхт класса Финн.

Отбор на ступень производится среди гонщиков до 30 лет по результатам выступлений на Всероссийских и Международных соревнованиях.  Предполагается 2-х ступенчатый отбор: «кандидаты» и «основной состав». Для поддержания мотивации и ротации.

Ступень 3+: Индивидуальная подготовка

 Блок предназначен для сформировавшихся профессиональных спортсменов старше 30 лет, достигших и показывающих  высокие результаты (в числе первых 10 на Чемпионате Мира, Европы в классе Финн). Программа подготовки формируется и защищается самим спортсменом индивидуально. Финансирование программы подготовки осуществляется по системе грантов.

При этом для каждого этапа обеспечивается обязательная связь с предыдущим с целью правильного формирования качественной базы для отбора (руководитель каждой ступени несет консолидированную ответственность с руководителем предыдущей ступени за качество подготовки резерва для своей ступени).

Б. Принцип «Обратного обогрева»

Принцип «Обратного обогрева» достигается за счет задействования и использования завершающих свою активную спортивную карьеру спортсменов, тренеров в системе на этапах подготовки резерва, а также – в создании необходимой конкурентной среды для полноценной соревновательной подготовки резерва.

  schema.jpg

В. Консолидация усилий

Консолидация усилий достигается за счет правильно налаженной координации действий всех, участвующих в процессе субъектов. Учитывая самостоятельность каждого субъекта, объединение и централизованное управление ресурсами здесь невозможно. Поэтому это решается созданием совещательного координационного органа из полномочных представителей всех участников процесса, решения которого рекомендованы для исполнения всем участникам, и четким совместным планированием мероприятий. Ассоциация яхт класса Финн в данном случае выполняет консолидационно-объединяющую роль для выполнения программы в непосредственно классе Финн.

 

 

Структура организации работы:

Ступень 0:Первичная подготовка

Центры принятия решений, ответственные:

  • СДЮСШОР, ДЮСШ,
  • личные тренеры

Основная задача:

  • Подбор и первичная подготовка спортсменов, перспективных к развитию в дальнейшем в классе «Финн»

Ресурсы:

  • материальные:   центральное финансирование СДЮСШОР, ДЮСШ, средства родителей
  • человеческие (спортсмены):  спортсмены, вырастающие из классов «Оптимист», молодые спортсмены из других видов спорта (плавание, гребля, лыжи, игровые виды)
  • человеческие (тренеры):        завершившие спортивную карьеру спортсмены классов «Лазер», «Финн».

Инструменты:

  • тренировки,
  • клубные и региональные соревнования

Базовые классы яхт для подготовки: «Луч», «Лазер»

Участие Ассоциации:

  • Мастер-классы,
  • методические материалы,
  • тестовые соревнования для отбора в класс «Финн»

Детальная программа: - см. приложение 1 (в разработке)

Ступень 1:Обкатка в классе Финн, формирование культуры поведения

Центры принятия решений, ответственные:

  • СДЮСШОР, ДЮСШ,
  • личные тренеры,
  • Ассоциация яхт класса Финн

Основные задачи:

  • Обеспечить наличие в стране не менее 20 активных юниоров с легитимным представительством по регионам.
  • Передать базовые знания и навыки в классе Финн молодым спортсменам,
  • сформировать у молодых спортсменов культуру поведения и обращения с материальной частью,
  • ознакомить с историей класса «Финн» и привить традиции класса «Финн»

Ресурсы:

  • материальные:   центральное финансирование СДЮСШОР, ДЮСШ, средства родителей, средства взрослых спортсменов (для организации соревнований, подготовки методических материалов)
  • человеческие (спортсмены):  спортсмены, вырастающие из классов «Луч», «Лазер».
  • человеческие (наставники):  завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены, тренеры.
  • человеческие (конкурентная среда): движение «Мастерс», завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены

Инструменты:   

  • совместные со взрослой секцией тренировки,
  • Календарь клубных и региональных соревнований,
  •  мастер-классы Ассоциации,
  • программа зимней подготовки в классе Финн в г. Сочи
  • программа открытых соревнований в «точках роста» - центрах с наличием чартерных яхт
  • методические материалы и журналы Ассоциации,
  • Сайт Ассоциации

Базовые яхты для подготовки: «Финн» (яхты группы «Б» - восстановленные или отработавшие свое в спорте высших достижений яхты и паруса)

Участие Ассоциации:

  • Мастер-классы,
  • методические материалы,
  • организация соревнований,
  • создание конкурентной среды на региональных соревнованиях,
  • наставничество (шефство)

Детальная программа: - см. приложение 2 (в разработке)

 

Ступень 2:Вывод на высший результат среди юниоров

Центры принятия решений, ответственные: СДЮСШОР, личные тренеры, тренерский совет Ассоциации яхт класса Финн, старший тренер группы высшего спортивного мастерства, старший тренер по резерву

Основная задача: отобрать и подготовить резерв для вывода на высший спортивный результат (не менее 10 спортсменов с уровнем выступления в первых 50% на Первенстве Мира)

Обеспечить ежегодное завоевание медалей на Первенстве Мира и Первенстве Европы

 

Ресурсы:

  • материальные:   центральное финансирование сборной команды по резерву,  СДЮСШОР, ЦСП, ЭШВСМ, средства родителей, средства взрослых спортсменов (для организации соревнований, подготовки методических материалов), привлеченные спонсорские средства
  • человеческие (спортсмены):  юниоры, подготовленные на ступени 1,  спортсмены, вырастающие из классов «Луч», «Лазер» и показывающие при этом высокий спортивный результат.
  • человеческие (наставники):  завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены – бывшие члены сборных России, СССР, тренеры, имеющие опыт работы в сборной СССР, России, подготовившие спортсменов в классе Финн.
  • человеческие (конкурентная среда): движение «Мастерс», завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены, спортсмены высших ступеней

Инструменты:   

  • календарь внутрироссийских соревнований,  формат Кубка России
  • совместные сборы с основной сборной,
  • системы отбора в молодежную сборную, основную сборную, на участие в международных соревнованиях.
  • Совместные выезды на международные соревнования со взрослыми спортсменами
  • Программа зимней подготовки в г. Сочи
  • методические материалы и журналы Ассоциации, Сайт Ассоциации

Базовые яхты для подготовки:  современные яхты класса«Финн»

Участие Ассоциации:

  • организация соревнований, 
  • проведение Кубка России
  • создание конкурентной среды на внутренних соревнованиях,
  • организационная поддержка при выездах на международные соревнования,
  • организация программы зимней подготовки в г. Сочи
  • взаимодействие с Международной Ассоциацией, взаимодействие с ВКС, организация семинаров для спортсменов
  • подготовка специализированных мерителей совместно с ТК ВФПС.
  • Мастер-классы, методические материалы,
  • Организационная помощь в приобретении, ремонте материальной части

Детальная программа: - см. приложение 3 (в разработке)

 

Ступень 3: Группа высшего спортивного мастерства

Центры принятия решений, ответственные:

  • СДЮСШОР,
  • личные тренеры,
  • тренерский совет Ассоциации яхт класса Финн,
  • старший тренер группы высшего спортивного мастерства

Основные задачи:

  • вывести на высший спортивный результат не менее 4 спортсменов (в числе первых 15 на Чемпионате Мира и этапах Кубка Мира)
  • Обеспечить завоевание олимпийской лицензии
  • Добиться результата 6-10 места на Олимпийских Играх
  • Завоевать золотую олимпийскую медаль на последующих ОИ
  • Обеспечить стабильное завоевание олимпийских медалей в классе Финн на последующих Олимпийских Играх

Ресурсы:

  • материальные:   центральное финансирование сборной, СДЮСШОР, ЦСП, ЭШВСМ, средства самих спортсменов, привлеченные спонсорские средства
  • человеческие (спортсмены):  спортсмены в возрасте до 30 лет, подготовленные на ступени 2.
  • человеческие (наставники):  бывшие лидеры сборной СССР, России в классе Финн, завершившие активную спортивную карьеру в классе «Финн» спортсмены – бывшие члены сборных России, СССР, тренеры, имеющие опыт работы в сборной СССР, России, подготовившие спортсменов в классе Финн.
  • человеческие (конкурентная среда): спортсмены ступени 2 (ближний резерв), взрослые спортсмены уровня МС, МСМК – выпускники ЭШВСМ, ЦСП, СДЮСШОР, бывшие члены сборной в классе «Финн», «Лазер», действующие члены сборной в классе «Лазер».

Инструменты:   

  • календарь внутрироссийских соревнований,  формат Кубка России
  • Календарь сборов,
  • Календарь участия в международных соревнованиях
  • Система отбора в группу и в горячий резерв
  • системы отбора в молодежную сборную, основную сборную, на участие в международных соревнованиях.

Базовые яхты для подготовки:  современные, обновляемые не реже раза в 2 года яхты класса«Финн»

Участие Ассоциации:

  • организация внутренних соревнований,  проведение Кубка России
  • создание конкурентной среды на внутренних соревнованиях,
  • организационная поддержка при выездах на международные соревнования,
  • взаимодействие с Международной Ассоциацией, взаимодействие с ВКС, организация семинаров для спортсменов
  • подготовка специализированных мерителей совместно с ТК ВФПС.
  • методические материалы,
  • Организационная помощь в приобретении, ремонте материальной части

Детальная программа: - см. приложение 4 (в разработке)

Ступень 3+: Индивидуальная подготовка

Центры принятия решений, ответственные: непосредственно спортсмен,

Основные задачи:

  • стабильно завоевывать место в первой 6-ке на Чемпионате Мира, Чемпионате Европы
  • Обеспечить завоевание олимпийской лицензии
  • Пройти отбор на участие в ОИ
  • Завоевать Олимпийскую Медаль.

Ресурсы:

  • материальные:   центральное финансирование сборной, СДЮСШОР, ЦСП, ЭШВСМ, средства самого спортсмена, привлеченные гранты, спонсорские контракты
  • человеческие (спортсмены):  состоявшиеся профессиональные спортсмены, прошедшие отбор и показавшие высокий результат на Чемпионате Мира и Чемпионате Европы.
  • человеческие (наставники):  подбираются самим спортсменом.
  • человеческие (конкурентная среда): подбираются самим спортсменом 

Инструменты:    определяются самим спортсменом согласно имеющимся у него ресурсам

Базовые яхты для подготовки:  современные, обновляемые не реже раза в 2 года яхты класса«Финн»

Участие Ассоциации:  взаимодействие с Международной Ассоциацией,

Детальная программа: - готовится непосредственно самим спортсменом.

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Сегодня день рождения

Асташев Андрей

Асташев Юрий

Скоро день рождения

08 апреля
Чиндин Вячеслав

10 апреля
Деникаев Феликс

10 апреля
Барановский Василий

13 апреля
Шутовский Александр

13 апреля
Черей Герман

14 апреля
Комаров Павел

14 апреля
Петрига Михаил

17 апреля
Ларин Юрий

18 апреля
Байдаков Валерий

23 апреля
Сомов Сергей

23 апреля
Воронцов Илья

24 апреля
krutskikh Vladimir

24 апреля
Крутских Владимир

27 апреля
Каралюс Донатас

28 апреля
Котляров Артур

Вспомните замечательных людей. В этот день родились

26 апреля
Чучелов Александр